Проект Open Goldberg Variations добрался до счастливого финала: записи и ноты опубликованы на условиях Creative Commons Zero, т.е. переданы в общественное достояние и доступны всем поклонникам классической музыки.
Вариации Гольдберга (BWV988), созданные Иоганном Себастьяном Бахом, были первоначально написаны для клавесина. Ноты был опубликованы в 1741 году при жизни автора, что в его случае было несколько нетипично.
Проект, реализованный разработчиками MuseScore, пианисткой Кимико Исидзакой, её мужем Робертом Дугласом, который организовал работу, и продюсером Анн-Мари Сильвестр, уже успел привлечь к себе внимание в прошлом году, став одной из первых успешных кампаний Kickstarter в области классической музыки. Но для чего всё это было затеяно?
На странице кампании Kickstarter авторы пишут об этом достаточно резко: «Это позор, что произведение, которое, по идее, уже несколько сотен лет находится в открытом доступе, фактически невозможно свободно получить как в виде нот, так и в виде звукозаписи. Передавая ноты и записи в общественное достояние, мы решаем эту проблему.»
Кимико Исидзака добавляет: «Обидно, что в Интернете нет хороших записей произведений, являющихся общественным достоянием. До проекта Open Goldberg Variations количество бесплатно доступных партитур вариаций Гольдберга можно было пересчитать по пальцам. В этом смысле мы действительно меняем ситуацию».
Она продолжает: «Я надеюсь, что общедоступность моих записей поможет кому-то полюбить Баха и вариации Гольдберга. В музыкальном магазине человек может пройти мимо полки с компакт-дисками, даже не заинтересовавшись этой музыкой. Снизив стоимость записей практически до нуля, мы убираем препятствие в виде стоимости. Мне было бы приятно узнать, что кто-то полюбил вариации благодаря нашему проекту».
Вы смогли бы поверить в то, этот амбициозный проект с ярко выраженной культурной составляющей был рождён программистами? Однако же…
Как начался проект
«Идея возникла у команды MuseScore во время одного из мозговых штурмов» — вспоминает Томас Бонте, соавтор этого нотного редактора, — «Мы увидели на Kickstarter проект Musopen и захотели сделать что-то наподобие, но ещё и с открытыми нотными партитурами. Роберт — мой давний друг, и мы, конечно, поделились с ним этой идеей. Ну а поскольку его жена — профессиональная пианистка, конец был немного предсказуем».
Команда вскоре поняла, что ей лучше сосредоточиться на наборе нот и доработке редактора. Поэтому разработчики передали эстафету Роберту, который сам в прошлом музыкант с классическим образованием. Роберт быстро «поднял» сайт проекта и начал заниматься планированием кампании по сборку средств.
Через месяц была запущена, а в июне 2011 завершилась кампания на Kickstarter, которая собрала более 23 000 доларов вместо запрошенных 15 000 благодаря финансовой поддержке от 406 человек. В январе 2012 года началась запись, и теперь вариации Гольдберга, наконец, доступны бесплатно для всех.
Что было доделано в MuseScore
К моменту начала кампании на Kickstarter Вернер Швеер (Werner Schweer), главный разработчик MuseScore, уже вплотную занимался набором нот. Для этого проекта Вернер использовал четыре источника: оригинальные ноты Баха, которые было очень трудно читать, переложение Ферруччо Бузони, переложение Карла Черни и современные издания Henle Verlag.
Поначалу проект оказался MuseScore не по зубам. Вернер признаётся: «Во время подготовки первоначального варианта партитуры я обнаружил в MuseScore ряд недостатков и нашёл, что усовершенствовать. Это существенно повлияло на дальнейшее развитие программы».
Вернер выяснил, что MuseScore не хватает некоторых функций, необходимых для создания действительно качественной партитуры — от размера 12/16 до ряда артикуляционных меток. На их реализацию потребовалось некоторое время. Вот буквально пара примеров.
Часть партитуры необходимо набирать очень плотно. В целом ряде случаев активно используется перекрёстная группировка нот между нотоносцами. Теперь MuseScore поддерживает это:
В некоторых случаях нотоносец начинается скрипичным ключом, сразу после которого, без единой ноты, ставится басовый ключ. Поскольку в MuseScore ключи были привязаны к положению импульсов (ticks), нельзя было поставить в одну позицию два ключа. Это тоже теперь возможно:
Работа над этими усовершенствованиями велась в нестабильной ветке MuseScore, которая со временем превратится в v2.0.
Работа над партитурой в культурном контексте
Кимико Исидзака подключилась к проекту на достаточно ранней стадии: «Для меня проект Open Goldberg Variations означает возможность серьезно изучить одно из самых замечательных произведений всех времён. Благодаря поддержке мужа и всех, кто пожертвовал деньги, я смогла отключиться от всего остального и полностью сконцентрироваться на проекте, а это совершенно необходимо для глубокой работы с таким сложным произведением.»
Кимико также активно участвовала в создании партитуры: «Работать с Вернером Швеером было невероятно интересно. На выверку нот ушло немало сил. В этом и состоит значимость известных изданий таких произведений. Мы вложили много труда в эту партитуру, чтобы сделать её полезным инструментом для музыкантов». Конечный результат: общедоступность BWV988.
Новые рубежи
Любопытно, что сотрудничество между музыкантом и авторами MuseScore на этом не закончилось. Зайдём издалека.
Для проекта MuseScore сайт musescore.com сейчас становится ключевым звеном почти всех будущих разработок. Помимо хранения партитур на облаке, откуда их можно скачивать в редактор и на мобильные приложения, сервер предоставляет дополнительный API. Часть этого API входит в состав новой технологии для следования за партитурой.
Проще говоря, если вы находитесь на концерте со смартфоном или планшетом (iOS, Android и т.д.), и партитура играемого произведения есть на musescore.com, вы можете одновременно следить за партитурой. Пока исполнитель играет пьесу, планшет или телефон распознаёт ноты и прокручивает партитуру на экране такт за тактом.
Если говорить о технической реализации, всё выглядит примерно так. Пользователь делает снимок QR-кода композиции перед началом её исполнения. Мобильное приложение получает по этому коду данные партитуры через API сайта MuseScore.com, а сервер node.js раскидывает по клиентам информацию о переходе с такта на такт. Разумеется, пока что технология и охват партитур на сайте не дошли до уровня, когда можно придти на любой концерт с iPhone и увидеть партитуру. Даже на установление мирового господства нужно некоторое время :)
Томас объясняет предысторию: «Впервые мы занялись технологией слежения за нотами в феврале 2011 года в Нью-Йорке, работая с исследователем Мэттом Прокапом (Matt Prokup). Затем мы начали сотрудничать с компанией SampleSumo из моего родного города Гент в Бельгии, что привело к последующему спринту в Барселоне, в июне 2011 года. Позже, в январе 2012 года, прошёл ещё один спринт в Каннах.
Новая технология будет продемонстрирована в Мюнхене всего через несколько дней в рамках международного форума Classical:NEXT. Но это вовсе не первое публичное демо. Кимико уточняет: «Мы уже организовывали несколько концертов, где MuseScore используется вместе с SampleSumo для слежения за нотами, которые мы показывали аудитории. Всё сводится к простому и привычному QR-коду, который очень легко поместить на веб-сайт или даже в ленту Facebook. Это целый мир новых возможностей».
Чисто теоретически, вид уткнувшихся в айпады слушателей на концерте должен производить на музыкантов удручающее впечатление. Но Кимико не особенно верит в то, что такой сценарий возможен: «Музыка является духовным опытом, многие слушают её с закрытыми глазами. Я думаю, что следованию за партитурой найдётся место, но эта технология вряд ли станет стандартной частью выступления. Людям нужно вдохновление для того, чтобы знакомиться с чем-то новым и находить новые способы получать удовольствие от культурных ценностей. Поэтому мы продолжим экспериментировать с новой технологией и посмотрим, что из этого выйдет».
Томас тоже спокойно относится к этому: «Профессиональные музыканты действительно говорили нам, что возня с гаджетами будет отвлекать слушателей, для которых нюансы исполнения и всё богатство композиции окажутся потеряны. С другой стороны, многие не умеют читать ноты с листа. Если они смогут видеть то, что слышат, это может стать их первым шагом к музыкальной грамоте».
Что дальше?
Пока вы это читаете, приложение OpenGoldberg для iPad движется в очереди AppStore на рассмотрение. Программа будет загружать на планшет все записи Open Goldberg Variations и при воспроизведении музыки будет перелистывать ноты. Приложение использует ту же библиотеку MuseScore, которая лежит в основе как будущей версии MuseScore 2.0, так и разрабатываемых мобильных приложений.
В настоящее время у команды три фронта работ: настольные приложения, мобильные приложения и веб. В отношении десктопов это, конечно, MuseScore 2.0 — новая версия со всеми улучшениями за последние два года.
Если говорить о вебе, то это работа над musescore.com. Разработчики хотят сделать эту площадку более социальной и планируют улучшить её взаимодействие с MuseScore 2.0.
Что касается мобильных приложений, это выпуск программы musescore.com для iOS, после чего будет доработан аналог для Android. Приложение musescore.com позволит воспроизводить партитуру, менять темп, размер шрифта, транспонировать и т.д. В дальнейшем функция следования за нотами станет частью приложения musescore.com.
Стоп, и на этом история Open Goldberg Variations заканчивается? Других подобных проектов в планах нет? Но Томасу явно нравится дразнить: «Скажем так… А что если мы выпустим исходники всех партитур, являющихся публичным достоянием?»
Нет ответов на “Open Goldberg Variations: миссия завершена”