Выпущен Ardour 5.0

Ardour 5.0

Пол Дэвис выпустил Ardour 5.0 — крупнейшее за последние пару лет обновление популярной свободной DAW.

Давайте поговорим о главных изменениях.

Обновленный интерфейс с вкладками

В окне программы редактор, микшер и диалог настройки программы теперь открываются во вкладках. Переключатель вкладок находится вверху справа. Это сделано для пользователей ноутбуков и вообще для пользователей с одним монитором. Если же вы пользуетесь многомониторной конфигурацией, вы можете отцепить вкладку микшера и перетащить её на другой монитор.

VCA в микшере

В программе уже существовала простая реализация группового управления усилением, солированием и приглушением, но этого не всегда было достаточно. Поэтому Пол Дэвис реализовал цифровой аналог VCA — мастер-каналов, которые управляют выбранными каналами микшера (variable-gain amplifier, он же voltage-controlled amplifier).

Для поклонников консолей Solid State Logic реализована возможность объединять мастер-каналы ещё одним мастер-каналом. Скажем, мастер-каналы «первые скрипки», «вторые скрипки», виолончели», «альты» и «контрабасы» можно объединить общим мастер-каналом «струнная секция», а затем рулить их усилением с одного фейдера.

Плавная смена темпа

В новой версии наконец-то появилась возможность не только резко менять темп, но и плавно наращивать или уменьшать его. Причем привязываться можно как по музыкальному времени, так и по сэмплам.

Смена темпа в Ardour 5.0

В основе алгоритма — опубликованное ранее научное исследование того, как музыканты выполняют акселерандо и ритартандо. По умолчанию ускорение и замедление выполняются по экспоненте, но через контекстное меню можно переключиться в линейный режим.

Скрипты на Lua

В проекте довольно давно обсуждалась возможность прикручивания к Ardour какого-нибудь интерпретируемого языка, чтобы пользователи могли расширять программу примерно так, как это делают пользователи Max4Live. Ричард Гареус взялся за реализацию этого непростого проекта, которая заняла не меньше полугода. При этом интеграция сделана даже глубже, чем в Ableton.

Скрипты на Lua имеют доступ ко всем внутренним функциям Ardour, ими можно автоматизировать выполнение различных задач. Больше того, на них можно писать виртуальные инструменты и фильтры обработки звука (в поставке программы есть готовые примеры кода).

Создание скриптов на Lua в Ardour

В Ardour 5.0 интеграция скриптов в пользовательский интерфейс пока еще не доведена до совершенства, но вы уже можете делать немало интересного. Начальная документация доступна в руководстве по программе.

Управление портами плагинов и боковые цепи (sidechains)

В прошлом Ardour всего лишь показывал в канале микшера наличие дополнительных портов у плагинов, но никак не помогал соединять их. Поэтому пользователи нередко видели, скажем, дополнительный порт для боковой цепи у компрессора, но не понимали, что и как им с этим делать.

Теперь в программе есть диалог управления портами плагинов (pin connections), где можно управлять боковыми цепями, подавать сигнал из левого выхода на правый вход, создавать дубликаты плагина со своими портами — словом, отрываться по полной программе.

Настройка портов плагинов в Ardour 5.0

Harrison Consoles уже включили это новшество в Mixbus 3.3 и прекрасно проиллюстрировали его в следующем видеоролике:

Встраиваемый интерфейс плагинов

В новой версии Ardour использует собственное расширение LV2 — inline plugin displays — которое позволяет встраивать интерфейс плагинов в интерфейс хоста без создания нового окна. Пока что это используется только для разнообразных визуализаций в каналах микшера:

Встраиваемые интерфейсы плагинов

В списке рассылки для разработчиков LV2 и хостов новое расширение API обсуждалось в марте этого года. К сожалению, идея не встретила широкой поддержки, так что в обозримом будущем Ardour будет таскать это расширение с собой, и другим хостам оно будет недоступно.

Плагины в поставке

До недавних пор команда активно сопротивлялась идее включать какие-либо плагины в поставку Ardour, поскольку не писала своих плагинов и не была готова поддерживать чужие. Первым шагом стал Simple Synth, написанный Ричардом Гареусом для того, чтобы при «предпросмотре» MIDI-файлов программа издавала хоть какой-то звук. В Ardour 5.0 доступно пять новых плагинов, подготовленных Дэмиеном Заммитом:

  • a-comp, простой sidechain-компрессор;
  • a-reverb, ревербератор, построенный по принципу компромисса между качеством звучания и нагрузкой на процессор;
  • a-eq, четырёхполосный параметрический эквалайзер с «полками»;
  • a-delay, базовый дилей с синхронизацией темпа;
  • a-high/low pass, НЧ/ВЧ-фильтр с крутизной до 48Дб на октаву.

Эти плагины помогают решать основные задачи при сведении и мастеринге на любой платформе без установки дополнительных фильтров. В дальнейшем к ним могут быть добавлены новые плагины — здесь многое зависит от обратной связи со стороны сообщества и свободного времени у Дэмиена.

Новые плагины в Ardour 5.0

Кстати, обратите внимание на интерфейс эквалайзера: в коде плагина используется еще одно новое экспериментальное расширение LV2, которое позволяет прописывать в метаданных регулируемых параметров, каким элементом интерфейса и где именно предпочтительнее эти «крутилки» отрисовывать. Нововведение позволяет гораздо гибче использовать возможности хоста по рендерингу интерфейса плагинов.

В поставку также включены демо-версии плагинов Harrison. Лицензии можно купить на весь пакет или на нужные плагины по отдельности.

Работа с плагинами

В Ardour 5.0 улучшены многие моменты работы с плагинами LV2, VST и AudioUnit (в версии для OS X). Вот самые интересные изменения:

  • Появилась долгожданная возможность заменить один добавленный виртуальный инструмент на другой. При этом можно по желанию скопировать существующую конфигурацию входов-выходов плагина.
  • При добавлении многоканального виртуального инструмента теперь можно выбрать количество каналов выхода. Это полезно, например, если вы используете Pianoteq только в стереорежиме.
  • Для порта sidechain можно указать задержку отклика.
  • Появилась поддержка расширения LV2 bypass.
  • Появилась поддержка MIDI sidechain.

Экспорт проекта

Пожалуй, самое интересное новшество здесь — возможность выполнить нормировку сигнала по стандартам EBU/ITU, что дополняет нормировку по пиковым значениям сэмплов. Об этом и других нововведениях в экспорте неплохо рассказано в видеоролике, подготовленном Harrison про Mixbus 3.3. Весь материал полностью применим к Ardour 5.0.

Переработанная поддержка OSC

В Ardour 5.0 полностью переписана поддержка управления по протоколу OSC. В результате устройствам, работающим по этому протоколу, доступно намного больше команд, а сама программа получила намного больше возможностей в обратной связи с контроллерами.

Специально для пользователей Hexler, TouchOSC, Lemur и других контроллеров, имеющих ограничения по формату управляющих сообщений, добавлены дополнительные команды.

Подробности можно узнать из руководства по программе.

Темы интерфейса

Ещё один момент, который команда пересмотрела — способность создавать пользовательские темы оформления. В прошлом для того, чтобы поменять цветовое оформление программы, нужно было патчить код Ardour. Сейчас при наличии нескольких часов свободного времени свою цветовую схему можно сделать не влезая в исходники программы.

В поставку добавлено пять новых тем: Caineville (закос под Ableton Live), Unastudia (закос под Presonus Studio One), Cubasish (закос под Cubase), Clear Gray и Blueberry Milk. Между ними можно спокойно переключаться без перезагрузки программы.

Скачивание

Специально к релизу 5.0 подготовлена новая, упрощенная страница скачивания программы. Для скачивания доступны готовые сборки для Linux, Windows и OS X. Сборка для Windows теперь является официально поддерживаемой.

8 Комментарии

  1. Александр, Ardour — это примерно то же, что и lmms? Функционал у Ardoura вроде как побогаче?

    • LMMS специально заточен под написание электронной музыки, в нём даже нет записи аудио. Ardour — более универсальный инструмент в жанровом плане, ну и на порядок более приспособленный к использованию что в домашней, что в большой студии.

  2. Спасибо. В своё время я остановил свой выбор на lmms, а от Ardour и других похожих программ отказался, так как не нашёл в сети никаких обучалок на русском языке. А без этого осваивать такие сложные штуки практически невозможно, ибо многое в них не является интуитивно понятным. А lmms немного топорная софтина, грубо сколоченная, кое в чём неудобная, и регулярно вылетает. Но работать приходится в ней, за неимением альтернатив.

    • Конечно без документации на знакомом языке — сложно, но, в принципе, Ардоур — вполне интуитивно понятен, основные принципы работы: клипы, области и тд, как в остальных DAW. Хотя иногда реально не хватает возможности посоветоваться с кем-нибудь, кто тоже использует данную программулину. кстати, раньше я пользовался Qtractor, вполне достойная вещь и во многом понятная. Еще есть страшненькая, но вполне пригодная программа «Muse2». А вот LMMS, если честно, я сразу отмел, но это личное: не люблю подобия фрутилупса, как и сам фрутилупс.

  3. А что за плагины из миксбуса? Чет не могу найти. Как называются то? Ставил 5-ю версию из портежа. Раньше покупал бинарник один раз, когда из портежа отказывался ардоур собираться.
    И еще, мне вот интересно, как применять в портах плагинов экземпляры? Я только поставил, так что пока руки не дошли до экспериментов с этим делом. Может кто подскажет для чего там экземпляры создаются? Но вообще впечатление очень хорошее, прям на глазах Ардоур хорошеет.

  4. Да есть же! Ещё не тыкал, но куча долгожданных фич, в частности очень хотелось плавные фейды темпа и кастомный роутинг каналов в цепях.

  5. Вкладочный интерфейс как-то не вдохновил. Какая разница, между чем переключаться: между вкладками или между окнами? С окнами хотя бы alt+tab работает, универсальное сочетание. Вот если бы в одном окне уместить микшер и редактор одновременно без переключения, вот это было б круть (конечно, только для обладателей хайрезных мониторов)
    Багофичу с нелепым окном-предупреждением «Смешанные (звук + MIDI) дорожки предназначены ТОЛЬКО для использования с плагинами, использующими как звуковые, так и MIDI-данные на входе» так и не исправили, по-прежнему оно мешает нормально скроллить колесом список при выборе типа новой дорожки. Вообще не очень понятно, зачем это предупреждение сделали таким навязчивым, ну вылезало бы оно красными буквами внутри того же окна, разве было бы хуже?
    Ну, а плавная смена темпа и мастер-шины — это круть, давно ждал.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*