«Хорошо темперированный клавир»: в полушаге от свободы

Хорошо темперированный клавир

Команда MuseScore, Роберт Дуглас и Кимико Ишидзака снова объединили силы, чтобы выпустить под свободной лицензией ещё больше работ И.С. Баха.

Спустя два года после первого успешного проекта, Open Goldberg Variations, они планируют собраться в берлинской студии Teldex для записи 48 пьес из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, чтобы опубликовать их как общественное достояние.

«Хорошо темперированный клавир» (BWV 846–893) — сборник, объединяющий написанные Бахом в 1722 году 24 пьесы с другими 24 пьесами, созданными 20 годами позднее. Изначально написанный «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел», ХТК со временем стал одним наиболее весомых вкладов композитора в классическую музыку.

Все записи будут свободно доступны в форматах MP3, WAV и FLAC. Для любителей ремиксов будут опубликованы дорожки с записями со всех микрофонов.

Нотные партитуры будут подготовлены Оливье Мигелем, давним пользователем нотного редактора MuseScore и учителем музыки по профессии. Как и в случае с Open Golberg Variations, одна из задач проекта — улучшение самой программы. Вот что говорит по этому поводу Томас Бонте, участник проекта MuseScore:

Партитуры будут набираться в ночных сборках MuseScore. Вместе с их публикацией мы планируем выпустить бету MuseScore 2.0. Хотя хотелось бы, конечно, выпустить сразу финальную версию.

Вместе с Оливье мы уже начали искать слабые места MuseScore и кое-что даже исправили. Например, Оливье успел набрать часть ХТК в MuseScore 1.x, и мы заметили, что эти файлы некорректно открылись в предварительной сборке 2.0. Найденную ошибку мы устранили.

Вернер Швеер, лидер проекта, в этот раз набирать партитуры не будет и сконцентрируется на разработке. Ну а Оливье в проекте появился не случайно. Слово Томасу:

Мы знаем его не первый год; Оливье достаточно давно занимается набором партитур в MuseScore, и потому для этой работы подходит просто замечательно. Кроме того, он активный сторонник Creative Commons, так что нам не нужно было разъяснять ему лицензию.

Мы также поинтересовались у Роберта Дугласа, какие уроки команда извлекла из работы над Open Goldberg Variations, и как они учли приобретённый опыт. Вот что Роберт ответил:

Мы поняли, что сделать звукозапись на высочайшем уровне качества намного сложнее и дороже, чем это может казаться. Вы должны быть просто одержимы качеством, причём вам должно хватить денег на эту одержимость.

Например, совершенно невозможно торопиться при записи в студии. Если вам действительно важно, чтобы запись была сделана как следует, вам нужно время. Поэтому в новый проект мы внесли некоторые изменения.

В частности, мы просим больше денег. Частично это связано с тем, что новая запись длиннее предыдущей. Но кроме того, теперь мы намного лучше понимаем, как формируется бюджет.

Мало того, команда подписала контракт с лейблом для производства и распространения компакт-дисков:

PARMA Recordings помогут нам поднять качество конечного продукта на совершенно новый уровень. Просто потрясающе, что во времена, когда остальная часть индустрии звукозаписи судится с собственными клиентами, PARMA с энтузиазмом вкладываются в запись, на которой в прямом смысле слова написано «Копируйте этот CD. Делитесь этой музыкой с другими и научите их любить музыку Баха».

У Томаса Бонте нашлось что к этому добавить:

В прошлом году основатель проекта Lilypond Ян Ниувенхуизен, узнав о том, что производитель роялей Bösendorfer поддержал проект Open Goldberg Variations, в своём списке рассылки начал обсуждение с заголовком «Чего нам не хватает?». Когда я об этом прочитал, первое, о чём я подумал — им нехватает кого-то вроде Роберта Дугласа, т.е. человека, который может подать идею так, что она будет немедленно понята и оценена людьми.

Но этого всё же мало. Для начала, нужна идея. Софт сам по себе скучен, ему нужно просто делать то, чего от него ждут. Словом, вопрос в том, как софт может преодолеть свою скучную природу.

Решение в том, чтобы сделать программу инструментом достижения более высокой цели. Именно это мы проделали с Open Goldberg, и ровно это мы хотим повторить с OpenWTC.

Проект Open Goldberg Variations дал нам платформу, на которой можно развивать новые идеи и показывать их вживую по всему миру. Программа MuseScore в одиночку такого эффекта ни за что бы не дала. Ровно это я и считаю самым важным уроком, извлечённым из OGV.

Как и в случае с недавней кампанией Musopen, среди расширенных целей финансирования фигурирует создание приложений для iPad и Android, которые синхронизируют показ нот и воспроизведение музыки. Мало того, команда готова выпустить ХТК на виниле (вот это уже настоящий фан-сервис), сгенерировать качественные файлы MIDI и добавить больше городов, где пройдёт серия концертов после выпуска CD (пожертвовавшие проголосуют за города).

Кстати, о концертах. С 24 сентября Кимико гастролирует с туром в поддержку кампании на Kickstarter. В рамках промо-тура запланировано 12 концертов в Германии, Чехии, Австрии, Бельгии и США.

Российский режиссёр Анна Осипанова работает над документальным фильмом об этих концертах и записи ХТК. По словам Роберта, Анна искала музыку для одного из своих предыдущих кинопроектов, наткнулась на Open Golberg Variations, стала изучать биографию Кимико и влюбилась в неё как в «сильную героиню». Словом, ждите много видео до и после начала проекта (и, возможно, во время).

Кстати, раз уж мы тут упомянули Musopen, Роберт Дуглас не так давно взял интервью у Аарона Данна. Получилась довольно интересная дискуссия, затронувшая многие аспекты работы участников проекта Musopen по освобождению записей классической музыки.

Open Well-Tempered Clavier — всё-таки, довольно амбициозный проект, хотя речь идёт «всего лишь» о 48 пьесах. Однако сообщество, похоже, готов поддержать команду: за десять дней собрано больше половины запрошенной суммы.

Может ли этот проект помочь отрасли звукозаписи перестать спотыкаясь тащиться вслед за прогрессом? Сложно сказать. Но, во-первых, вода камень точит, а во-вторых, как Роберт Дуглас удачно выразился в интервью с Аароном Данном, если исполнитель и слушатели довольны результатом, кого волнует, что думают остальные?

1 Kомментарий

  1. И до сих пор ни одного комментария? Это же великолепная новость!
    Мировая классика должна быть свободной! С музыкой, правда, загвоздка, ведь это не просто перепечатать книгу, кому-то может не понравиться исполнение. Получается, что надо «освобождать» музыку не одним, а сразу несколькими исполнителями, на вкус любителей.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.