Выпущен darktable 0.7

Для многих пользователей фоторедактора darktable этот обзор скорее подытожит и без того известные изменения, потому что многие уже привыкли пользоваться сборками из Git.

Вкратце новую версию фоторедактора можно описать так:

А мы предупреждали

Т.е. мы как бы делаем вид, что четыре релиза назад не говорили «Так и будет!», а вы как бы изображаете неподдельное изумление.

Чуть более подробно список изменений выглядит так:

  • плавный переход на XMP;
  • подготовлен новый интерфейс модуля проявки;
  • реализованы именованные стили обработки;
  • переработано кадрирование в модуле трансформаций;
  • добавлены новые модули: зонная система, заполнение светом, градуированный фильтр, водяные знаки;
  • появился диалог настройки программы;
  • добавлен многопоточный экспорт;
  • добавлены новые параметры управления камерой;
  • написано руководство пользователя.

А теперь совсем подробно.

Переход на XMP

По мере роста популярности программы социальный заказ на поддержку XMP в программе вырос настолько, что собственный формат .dt без лишнего драматизма был отправлен на покой, а вместо него изменения теперь пишутся в XMP, в собственном пространстве имён. Реализовать импорт XMP, созданных, скажем, Adobe Camera RAW, теперь будет намного проще.

Теперь только XMP

Правда, в сами XMP данные пишутся в не очень-то человекочитаемом виде.

Новый интерфейс модуля проявки

Тема накручивания километража мышкой в модуле проявке в определённый момент стала настолько острой, что было решено что-то уже наконец с этим сделать. Получилось ровно следующее:

Группировка модулей

Таким образом все модули обработки поделены на четыре группы в предполагаемом порядке работы над снимками: основные параметры (баланс белого, экспозиция, интерполяция и т.д.), цвет (модули цветокоррекции), коррекция (кадрирование и вращение, искажение, тоновоспроизведение) и эффекты (все пресловутые «художественные» модули).

У редакции всея линуксграфикса это изменение вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, подобное разделение достаточно логично с точки зрения подхода к работе над съёмкой. С другой стороны, при сохранении динамики роста числа модулей это выглядит не более чем затыкание вантузом дыры в трюме «Титаника». Интерфейс в стиле Ableton Live здесь кажется более уместным, хотя и это, конечно, весьма спорное мнение.

Стили обработки

Возможность сохранения именованных параметров обработки напрашивалась очень давно, и наконец-то она реализована. К сожалению, функция раскидана по интерфейсу программы: кнопка создания стиля находится справа от кнопки сжатия истории изменений в модуле проявки, в то время как панель со списком применяемых стилей доступна только в режиме светового стола.

Диалог создания нового стиля упрощён донельзя:

Диалог создания стилей

Диалог, в котором имеющиеся стили можно применить к выбранным фотографиям или удалить, тоже очень прост: строка поиска, список, переключатель создания копий фотографий и кнопка удаления стиля.

Панель стилей обработки

Это не единственный модуль, который необходимо иметь под рукой в двух режимах сразу.

Модули проявки

Переработанный модуль трансформаций

Редакция всея линуксграфикса торжественно объявляет это новшество главным, поскольку снята основная претензия — невозможность скорректировать кадрирующую рамку без сброса всех изменений в модуле.

Теперь если вы вдруг решили, что откусили от снимка слишком много, достаточно нажать Backspace, чтобы снова увидеть всё изображение и текущую кадрирующую рамку на нём.

Коррекция кадрирования

Ну и кроме того в активных зонах кадрирующей рамки курсор теперь меняется на более соответствующий контексту.

Зонная система

Здесь стыдливо можно признаться в том, что модуль целиком и полностью утащен из коммерческой программы Lightzone, где применена зонная система, придуманная Фредом Арчером и распиаренная Ансельмом Адамсом.

Исходное состояние зон

Когда указатель мыши оказывается над одной из зон, в предпросмотре выше все участки изображения, относящиеся к этой зоне, подсвечиваются жёлтой заливкой, так что можно быстро оценить, что где находится.

Подсвечивание зон

А дальше вы просто тащите треугольник границы той или иной зоны влево или вправо для сжатия или расширения этого тонального диапазона за счёт другого диапазона.

Изменённые зоны

Инструмент, как вы понимаете, заслуживает более детального рассмотрения.

Следующие три новых модуля относятся к разделу «Эффекты».

Градуированный фильтр

Это очень простая версия градуированного фильтра, безо всяких масок: простое изменение экспозиции с одной стороны градиента с возможностью тонирования и регулировкой резкости и угла перехода.

Эффект отлично подходит для быстрой и ненапряжной коррекции недосвеченной земли или пересвеченного неба. Обходной путь с масками и слоями в гимпе можно смело отправлять в отставку. Вот типовой случай:

Без обработки

Чтобы вчерне исправить это, можно на один шаг приподнять экспозицию всего снимка, а затем на два с половиной шага опустить верхнюю его часть:

После обработки

Полученный результат можно при желании доработать модулем зонной системы.

Сразу отмечу, что применять этот фильтр с тонированием к чёрно-белому изображению бесполезно, потому что он в последовательности эффектов стоит перед микшером каналов и обесцвечиванием.

Заполнение светом

Это ещё один модуль, который старается выполнить локальную коррекцию экспозиции по пикселам указанной светлоты. По сути дела это тот же модуль зонной системы, но работающий только на один диапазон и с числовым управлением.

Если вскрыть модуль скальпелем, и посмотреть, что же у него так забавно топорщится, то окажется, что это гауссова кривая, центрированная по выбранной точке светлоты (кнопка справа от градиента активирует пипетку). Ширина кривой указывается в зонах Адамса.

Заполнение светом

Менять экспозицию вверх больше чем на полшага не рекомендуется. Впрочем, вы и сами это поймёте, вдоволь наигравшись с модулем.

Водяные знаки

Если вы привыкли большинство и даже все снимки от начала и до конца обрабатывать в одной программе, а потом подписывать их, этот модуль вы наверняка заждались. Работает он очень просто: знак загружается из файла SVG (формат векторной графики), находящегося в каталоге /usr/share/darktable/watermarks/. Дальше можно менять его размер, прозрачность и положение.

Разумеется, этим дело не ограничивается. Программа может читать из файла SVG переменные и подставлять на их место некоторые значения из Exif. Редакция линуксграфикса никогда не понимала людей, которым нужно впечатывать на снимок дату, но искренне рада, что появился ещё один ответ на вопрос, как это сделать в линуксе.

Диалог настройки

Ввиду того, что привычного меню в программе нет, добавленный диалог настройки программы вызывается с верхней панели:

Где искать кнопку

Как несложно заметить, реализован он в первом приближении. Но зато у вас намного меньше поводов лазить в редактор GConf.

Диалог настройки darktable

Изменения в режиме управления камерой

Появление режима управления камерой многих обрадовало, но количество регулируемых параметров многим также показалось недостаточным. Поэтому Хенрик решил осчастливить всех разом и реализовал функцию добавления собственных параметров.

Работает это очень и очень просто. Вы нажимаете кнопку слева от поля «Свойство» и в открывшемся меню выбираете свойство, потом указываете метку и, наконец, нажимаете кнопку «Добавить свойство». Возможные параметры для камеры и объектива читаются конечно же через gPhoto.

Ограничений здесь два. Во-первых, метка с кириллицей сохраняется только на время текущего сеанса, потому что GConf не любит названия ключей с символами не из набора ASCII (латиница). Во-вторых, добавленные свойства можно удалить пока лишь только через редактор GConf.

Руководство пользователя

К программе наконец-то написано краткое руководство пользователя. Оно является локализуемым (через gettext), но на русском языке пока что недоступно. Вы можете исправить это досадное недоразумение.

Разворот руководства

Для сборки руководства вам потребуются FOP (написан на Java, требует отдельной установки) и xsltproc (есть сразу практически везде). Сборка руководства выполняется только при передаче сценарию ./configure ключа —enable-docs перед сборкой.

Установка

Есть несколько способов установить программу.

Общие впечатления

Пожелания к программе остаются прежними: больше вылизанности. Версиям с номером меньше 1.0 отдельные недостатки простительны, но при нынешних темпах разработки вопросом серьёзной доделки имеющегося интерфейса и функционала придётся озаботиться очень скоро. Здесь есть несколько идей, которые хочется опробовать.

Кроме того, в эту версию 0.7 нечаянно пробралась ошибка в модуле баланса белого, так что ближе к концу недели возможен выпуск обновления. Не забывайте отписываться в форуме о найденных ошибках — волшебный телепортатор жалоб всегда наготове.

А дальше?

Если прошлый раз мы отправили вас тренировать своё воображение чтением TODO, в этот раз достаточно показать пальчиком на две ветки Git: houz и post-0.7. В первой Тобиас пишет редактор метаданных, во второй — Йоханнес и Хенрик реализуют использование OpenCL для вычисления на GPU, переписывают некоторые фильтры и перетаскивают систему сборки на CMake. В обеих ветках пока что есть ошибочки, мешающие работе с этими редакциями программы, но вы за ними всё-таки приглядывайте.

По всей видимости, оставшиеся в ветке userinterface изменения будут понемногу доработаны и также перенесены в основную ветку разработки. Это означает более привычную нижнюю панель с переключателем меток и верхний переключатель режимов, знакомый многим по Lightroom.

Разумеется, не исключены сюрпризы (я не произносил слово «маски», а вы его не слышали). Надо думать, пользователям darktable со стажем к этому не привыкать.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.