Выпущен darktable 0.6

Выпущена новая версия фоторедактора и каталогизатора darktable. Изменений, как обычно, масса, многие из них описаны в традиционном обзоре.

Для тех, кто впервые открывает для себя darktable, стоит пояснить, что эта программа относится к классу приложений, предназначенных для организации всего рабочего процесса обработки фотоснимков — от редактирования съёмки до обработки и экспорта. В каком-то смысле darktable является аналогом Adobe Lightroom, Apple Aperture, Bibble Pro, Lightzone и прочих хорошо известных фотографам приложений.

Основные изменения в этой версии:

  • импорт снимков прямо с камер;
  • удалённое управление камерами;
  • индикатор фоновых задач;
  • переписанный модуль экспорта с поддержкой Picasa WebAlbums;
  • цветовые метки в режиме светового стола;
  • фотолента в режиме проявки для перемещения по съёмке;
  • единый механизм управления предустановками каждого модуля проявки;
  • несколько новых интерполяторов из RawTherapee;
  • по просьбе пользователей Nikon возвращён модуль «Гамма и линейность»;
  • кадрирование выполняется на холсте, добавлена коррекция перспективы;
  • в модуль «Искажения оптики» добавлена коррекция хроматических аберраций;
  • для любителей традиционных способов цветокоррекции добавлен микшер каналов;
  • добавлено несколько «высокохудожественных» модулей обработки.

Импорт и экспорт

Начнём с того, что в программе появился общий механизм шаблонов для именования файлов и каталогов при импорте и экспорте данных. Идея позаимствована у простой программы для скачивания фотографий и видеороликов под названием Rapid Photo Downloader.

Пример использования этого механизма приведён на скриншоте ниже, где показана вторая вкладка нового диалога, с помощью которого можно импортировать снимки прямо с камеры.

Список снимков с миниатюрами при импорте

Этот диалог вызывается нажатием кнопки в левом верхнем углу в режиме светового стола.

Устройства

В принципе, вы можете подключить несколько камер и работать с каждой попеременно. Нужно только не забывать, что если система сама подключает камеру и делает её флэшку доступной как устройство хранения USB, камеру сначала придётся отмонтировать (щелчком мышкой по апплету подключенных устройств).

А вот и первая вкладка того же диалога. Здесь можно указать название съёмки, просмотреть миниатюры файлов и выбрать те, которые нужно импортировать. По умолчанию импортируются все снимки.

Список снимков с миниатюрами при импорте

Модуль экспорта переписан и теперь использует подключаемые механизмы экспорта. Всего таких механизма сейчас три: обычное сохранение на диск, экспорт в Picasa WebAlbums и отправка снимков по почте. У каждого механизма свой список поддерживаемых форматов, что совершенно логично. Согласитесь, отправка по почте файла OpenEXR (экспорт в этот формат — ещё одно новшество версии 0.6) — крайне сомнительная затея.

Экспорт на Picasa

По умолчанию программа не запоминает пароль на Picasa WebAlbums, но вы можете через конфигуратор GNOME (apps > darktable > plugins > pwstorage) включить один из способов сохранения: gconf (не рекомендуется), GNOME Keyring или KWallet (KDE).

Кроме того, в левом нижнем углу всех режимов программы теперь есть индикатор фоновых задач. Так он выглядит при импорте:

Индикатор фоновых задач при импорте

А так — при экспорте:

Индикатор фоновых задач при экспорте

Управление камерой

Как ни странно, это не ответ на Lightrooom v3. Прошлой зимой Хенрик Андерссон начал разработку программы PhotoSession, которая делала три вещи: удалённо щёлкала затвором камеры, скачивала полученные снимки и объединяла их с помощью Enfuse. Потом Хенрика удалось заманить в проект darktable, где он быстро принялся писать разные интересности, но реализацию управления камерой всё же отложил до лета.

Как и в случае со скачиванием снимков, для управления камерой используется gPhoto. Чисто теоретически это даёт более ста поддерживаемых моделей камер. Пока что в darktable оттестированы очень и очень немногие модели. На сайте darktable можно посмотреть обновляемую таблицу поддержки. на момент подготовки обзора в распоряжении редакции оказался только древний 350D, с которым не очень повезло: параметры съёмки настраиваются, снимки делаются, но, увы, не передаются на компьютер, поэтому из скриншотов пока что можем предложить разве что панель параметров:

Параметры управления камерой

Принцип использования очень прост: вы даёте съёмке кодовое название, устанавливаете параметры (режим съёмки, режим фокусировки, ISO) и запускаете процесс. Что любопытно, можно выставлять съёмку по таймеру и съёмку очередями одновременно — не все камеры позволяют делать такое при ручном управлении.

Кстати, будет очень здорово, если вы поможете заполнить таблицу поддержки. Можно писать о результатах прямо в комментарии или, если есть желание, в список рассылки.

Редактирование съёмки

Одно из приятных новшеств в работе с каталогом снимков — цветовые метки. Пока что их всего лишь три: красная, жёлтая и зелёная.

Цветовые метки

Поскольку каждый использует цветовые метки для чего-то своего, программа не навязывает какие-либо значения. Вы можете использовать только одну из них, а можете и все сразу. Переключение выполняется клавишами F1-F3.

Кстати, клавиатурные комбинации изменились. Назначение оценки теперь выполняется клавишами 1-4 (работает и Ctrl+1-4), а увеличение/уменьшение —  Alt+1-4.

Фотолента

В режиме проявки (и управления камерой) появилась совершенно типовая фотолента, позволяющая перемещаться со снимка на снимок без возврата в режим светового стола, что экономит немало времени.

На фотоленте показываются все те же элементы: оценки, цветовые метки, индикатор изменений. Оценки можно менять щелчком по звёздочкам прямо в режиме проявки. Клавиатурные комбинации работают, что особенно приятно, потому что если вы используете цветовые метки для того, чтобы, скажем, отделять готовые к печати снимки от неготовых, нужную метку можно повесить на фотографию сразу по завершении работы с ней.

Кое-что здесь требует доработки. Во-первых, возможность прокрутить ленту колесом мыши не вполне очевидна. Можно было бы сделать виджет в стиле Eye of GNOME, запускающий прокрутку. Во-вторых, смена высоты ленты перетаскиванием за верхний край работает не слишком надёжно.

Переключение видимости ленты выполняется по Ctrl+F.

Профили модулей проявки

Если ранее предустановки (профили) обработки в darktable существовали только для отдельных модулей обработки, то сейчас вы можете создавать их сами. Слева от кнопки возврата значений модуля в исходное положение появилась новая кнопка, раскрывающая список доступных предустановок. Щелчок по пункту «Создать новый профиль…» вызывает диалог, в котором указывает имя и описание профиля, а также условия его применения:

Диалог параметров профиля для модуля обработки

Например, если данные по объективу честно и правильно прописываются в Exif, можно сделать так, чтобы к снимкам, сделанным определённым объективом и камерой на определённом фокусном расстоянии автоматически применялась определённая коррекция дисторсий. Или же для определённой камеры и ISO можно автоматически применять шумодав с нужными параметрами. Механизм достаточно гибок для таких фокусов.

Основные модули проявки

Интерполяция. Результатом неожиданно громкой дискуссии на нашем форуме стала работа Андрея Каминского по портированию из RawTherapee несколько новых способов интерполяции: DCB, AMaZE, VCD. По результатам тестирования, проведённого любителями смотреть на снимки в микроскоп, наибольший интерес представляет AMaZE, который ещё и позволяет автоматически корректировать хроматические аберрации. Кроме того, при использовании всех доступных способов интерполяции теперь можно выравнивать зелёный канал.

Кстати, на 0.7 запланировано достаточно серьёзное изменение: Йоханнес собирается удалить модуль низкоуровневых параметров в его текущем виде и перенести выполнение дебайеризации в darktable. Конечному пользователю это даст ряд ощутимых преимуществ: от возможности использовать автокоррекцию Х/А из AMaZE с любым алгоритмом интерполяции до вписывания смены алгоритма интерполяции в историю изменений снимка.

Кроме того, под именем Починка профиля ввода специально для пользователей Nikon в программу возвращён модуль «Гамма и линейность», а в модуль Базовая кривая добавлены кривые для Sony Alpha, Pentax, Olympus, Panasonic и Leica.

Наконец, достаточно существенным нововведением является использование улучшенных цветовых матриц для ряда камер. Некоторое время назад Паскаль опубликовал в своём блоге инструкцию, как создать цветовой профиль для камеры при помощи калибровочной мишени на отражение. На основе присланных ему снимков мишеней он создал серию улучшенных цветовых матриц, которые используются по умолчанию вместо стандартных. Список камер, для которых есть расширенная матрица, в настоящее время приведён всё на той же странице Documentation.

Модули коррекции

Трансформации. В модуле трансформаций несколько основных изменений.

Во-первых, ужасные слайдеры управления координатами кадрирующей рамки убраны и заменены на инструмент, работающий прямо на холсте, в целом копирующий идею инструмента кадрирования в GIMP: всё те же активные зоны. С той разницей, что рамка не рисуется с нуля, а перетаскивается с краёв/углов фотографии.

Кадрирование

Во-вторых, переделан интерфейс параметров инструмента кадрирования. Теперь выбор любой из предустановок соотношения сторон автоматически приводит к его фиксации. К сожалению, редактор предустановок пока не реализовали, хотя в проекте редизайна он числится и даже проработан в общих чертах. Кстати, если вы хотите оставить соотношение сторон, но превратить «альбомную» рамку в «портретную», нажмите Ctrl+X.

В-третьих, вместо обычного отображения сетки теперь можно переключаться между различными подсказками по композиции. Этот код портирован Андреем Каминским из digiKam.

В-четвёртых, вращение теперь делается совсем просто: вы нажимаете правую клавишу мыши на изображении, тащите курсор в сторону до появления прямого отрезка, параллельного предполагаемому горизонту, и отпускаете клавишу мыши. Всё.

Наконец, в первом приближении реализована коррекция перспективы. Работает она пока что грубовато и только в одном из двух возможных направлений. По всей видимости, здесь предстоит ещё немало изменений, что не очень-то удивительно, поскольку модуль трансформаций в программе до сих пор требует к себе внимания больше всех остальных вместе взятых.

Искажения оптики. Наиболее заметное изменение здесь — появление коррекции хроматических аберраций. Инструмент достаточно привычный, особенно расписывать здесь нечего.

Микшер каналов. Этот инструмент давно напрашивался, поскольку очень многие используют его при цветокоррекции, а уж для перевода цветных снимков в ч/б гибче средства не найти, разве что в несколько слоёв с масками фотографию собирать.

Пример использования микшера каналов

Существенным преимуществом реализации микшера каналов в darktable является то, что можно свободно переключаться между всеми семью каналами вывода и таким образом накапливать изменения. К новому модулю прилагается около десятка предустановок на разные случаи жизни.

Локальный контраст. Пожалуй, это самый проблематичный новый модуль обработки. Он неплохо подходит для пейзажей, но вот применять его к портретам следует крайне, крайне осторожно: слишком велик риск получить артефакты. Кроме того, избранный способ повышения локального контраста работает очень медленно. Для тех, кого интересует математическая начинка, в основе модуля лежит алгоритм CLAHE (Contrast Limited Adaptive Histogram Equalization).

Подавление шума. Этот новый фильтр основан на научной работе «Gaussian KD-Trees for Fast High-Dimensional Filtering» Эндрю Адамса, представленной в прошлом году на SIGGRAPH. Пример работы с параметрами по умолчанию можно посмотреть ниже: просто наведите курсор на скриншот для загрузки варианта с обработкой.

ISO800 до и после

Хотя работает он не очень быстро, зато, как видите, можно получать неплохие результаты.

«Художественные» модули

Виньетирование. Редакция всея линуксграфикса предупреждает: этот модуль является невероятно аддиктивным. Приобрести привычку добавлять хоть немножечко, ну хоть капельку виньетирования очень просто, а вот избавиться от неё практически нереально. Не помогают ни заговоры, ни карательная психиатрия.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, при обработке портретов и предметки виньетирование совершенно однозначно выводит объект съёмки на передний план. Во-вторых, перефразируя известную цитату из Одного Бестселлера™, когда Хенрик Андерссон создал изменяемые параметры виньетирования, он создал их достаточно.

Параметры виньетирования

Редакция полагает избыточным подробный рассказ о том, что виньетирование в darktable всегда применяется после кадрирования. Просто так и должно быть.

Зернистость. Достаточно простой, но, вместе с тем, эффективный модуль имитации плёночного зерна, использующий шум Перлина. Оценку правдоподобности создаваемого зерна оставим любителям имитировать старину. Для обзора же отметим, что значения основного ползунка совершенно осознанно привязаны к значениям ISO.

Раздельное тонирование. Ещё один вызывающий зависимость модуль, с помощью которого можно получать как честное раздельное тонирование по светам и теням, так и (в паре с другими модулями) разнообразные имитации: кросс-процесс, старое цветное фото и т.д.

Если вы никогда не пользовались замечательным сценарием Split Studio Станислава Непочатова aka spoilt_exile или аналогичной функцией в других приложениях, суть раздельного тонирования вкратце можно описать так. Для каждого пиксела изображения рассчитывается его значение в канале светимости, а затем эти пикселы делятся на тёмные и светлые. Тёмные тонируются одним цветом, светлые — другим. Результат подобного баловства может выглядеть так:

Пример использования раздельного тонирования

Вы можете регулировать баланс между светами и тенями и уменьшать силу его применения в светах и тенях, оставляя полутона нетронутыми.

Поскольку каждый раз накручивать повторяющиеся комбинации быстро надоедает, имеет смысл активно пользоваться уже описанной выше новой функцией создания профилей и давать им понятные названия вроде «Лазурно-оранжевый».

Вельвия. Этот модуль пытается избирательно увеличивать насыщенность, как можно меньше затрагивая телесные тона. Название для модуля несколько странное, если учесть, что именно с телесными тонами творила одноимённая плёнка. Тем не менее, в качестве регулятора насыщенности в большую сторону этот инструмент куда как адекватнее и точнее грубоватого ползунка в модуле «Цветокоррекция».

Перенос цвета. Потенциально интересный, но пока недоработанный модуль, написанный по мотивам научной работы «Color transfer between images» за авторством Эрика Рейнхарда, Михаила Ашихмина и других. Идея заключается в переносе цветовых и контрастных характеристик с одного изображения на другое. К сожалению, в текущей реализации он не даёт ничего кроме грубоватой постеризации с перекрашиванием. Может быть, у вас получится лучше.

Установка

Есть несколько способов установить программу.

Как всегда, отчёты об ошибках можно писать на русском языке прямо в комментариях к обзору. Они будут в кратчайшие сроки проверены и отправлены разработчикам. А если учесть, что Андрей присутствует на форуме, то, может быть, даже исправлены на месте.

Пользователей локализованной версии придётся огорчить тем, что в 0.6 не попало обновление русской локализации. Актуальный файл можно взять в Git или отсюда.

Общие впечатления и планы на будущее

Изменение принципа работы с базой данных привело к заметному ускорению загрузки изображений при работе с каталогом фотографий. Это совершенно однозначный плюс новой версии помимо всего того, что уже описано выше.

К сожалению, несмотря на заморозку функциональности и три недели работы исключительно над исправлением ошибок, в новой версии всё же есть недоработки. Наиболее заметной, на мой взгляд, является очень странное обновление миниатюры в модуле навигации и фотоленте.

В течение нескольких недель планируется выпустить версию 0.6.1, куда войдёт целый ряд исправлений и некоторые новшества, включение которых в состав программы было отложено. По всей видимости, это переработка интерфейса и первая версия руководства пользователя.

Всё, что сейчас известно о 0.7.0 — это заявленное Йоханнесом желание переделать дебайеризацию и заявленное Хенриком желание доделать модуль простановки водяных знаков. Впрочем, вдумчивое чтение содержимого файла TODO даёт богатый простор для спекуляций на эту тему.