В начале 2010 года Майкл Заримис (Michael Zarimis) опубликовал видеоролик с демонстрацией первого работающего прототипа цифровой гитары Misa с прошивкой на Linux. Недавно мы заинтересовались, что стало с проектом, и узнали немало интересного, а теперь рассказываем вам.
Kitara — MIDI-контроллер со встроенным синтезатором, имеющий форму гитары с 24-ладовым грифом, кнопками вместо струн и тач-панелью на месте верхней деки. Внутри гитары находится встроенная система Linux, работающая на ARM9.
Первый ролик был довольно быстро подхвачен СМИ и, судя по всему, не вполне правильно понят. Тем не менее, общественного интереса хватило на то, чтобы скромный проект DIY превратился в небольшую развивающуюся компанию.
Misa Digital не только засветились на ютубе, но и приняли активное участие в NAMM 2011 и 2012. На ролике ниже Майк как раз демонстрирует инструмент посетителям NAMM. Если вам всё ещё непонятно, для чего этот инструмент и что он умеет, советуем посмотреть.
ОК, здорово — музыкальный инструмент с Linux внутри. Дальше что?
А дальше — целый интересный нишевый тренд, который неплохо просматривается теми, кто следит за развитием рынка музыкальных инструментов.
Здесь и Arduino, на котором сделано не меньше полудюжины открытых синтезаторов (см. подборку статей по тегу DIY на CDM — Петер Кирн на этой теме немного повёрнут), и Korg, которые открыли принципиальные схемы monotribe и monotron, и многие другие.
Но в данном случае речь всё-таки о несколько ином типе компаний.
Первой среди них можно упомянуть создателей monome — открытого матричного контроллера, который произвёл, чего уж там стесняться, настоящую революцию. Появление monome в конечном счёте привело к созданию схожих бюджетных контроллеров вроде Novation Launchpad, которые, строго говоря, противоречат убеждениям авторов monome. Последние, если вы не в курсе, весьма серьёзно относятся к идее штучного местного производства в противовес массовому производству дешёвой азиатской рабочей силой.
Другим примером является компания Eigenlabs, создавшая семейство уникальных инструментов Eigenharp. Компания крайне положительно относится к открытой модели разработки софта и свой собственный софт публикует под GPLv3, а в начале года даже провела небольшую конференцию для разработчиков. Если вы не знакомы с Eigenharp, советую посмотреть пару роликов на YouTube. Надеюсь, что к Eigenlabs мы скоро вернёмся и поговорим обстоятельнее.
В общем и целом, несмотря на всякую лажу вроде истории с секретом кремонских мастеров, музыкальные инструменты всегда были открытыми. Появление Чорных Ящиков с микросхемами некоторыми радикально настроенными гражданами может рассматриваться как своеобразная угроза культуре. Как минимум, этот фактор, а также ограничения в дизайне породили волну партизанского софта и железа (привет, Patch Editor).
В некотором смысле, современные музыкальные инструменты, где открытость является частью концепции, если и не качают маятник индустрии обратно, то, как минимум, дают понять, когда именно инструмент по-настоящему становится вашей собственностью.
И хотя Misa Digital Kitara не является открытым железом, при открытости кода инструмент всё равно вписывается в общую концепцию открытого инструмента. Словом, тем для разговора с Майклом набралось предостаточно, и мы задали ему несколько вопросов.
За два года проект ухитрился вырасти из скромного хобби одного человека в небольшую компанию, которая участвует в крупнейших выставках. Что ты при этом чувствуешь?
Огромную ответственность, ага :) Мы обожаем свою работу и верим в то, что делаем, а наши покупатели по всему миру разделяют наше видение, и это очень клёвое ощущение. Но наша компания всё ещё мала, и нам приходится много работать, чтобы сохранить эту веру, создать сильный бренд и доказать пригодность наших инструментов для использования на сцене и в студии.
В этом году вы снова ездили на NAMM. Какие у тебя самые сильные эмоциональные впечатления?
Очень понравилось, что к нам подходили люди, которые мгновенно осваивались с инструментом и могли тут же сыграть что-то интересное. Для этого голова должна работать совершенно по-особому. Для начала, нужно быть открытым к новым технологиям и разным направлениям в музыке. Наверное, это запомнилось больше всего.
Мне не очень нравится объяснять, почему я придумал Kitara, хотя на выставке многие нас об этом спрашивали. Так что когда человек с полуслова понимает, что к чему, это просто супер!
В первой рабочей версии прошивки была освежёванная до костей версия Gentoo Linux. Насколько я могу судить по отзывам, вы публикуете обновления как минимум раз в месяц. Видимо, вы успели немало изменить за это время?
От Gentoo ближе к выпуску конечного продукта мы отказались (SDK и вовсе основан на Debian — прим. пер.). С того момента мы много чего добавили: новые режимы игры (по запросу покупателей), эффект bitcrusher для синтезатора, возможность менять интервал между виртуальными струнами, новый инструмент управления сценой, с помощью которого можно мгновенно загружать разные пресеты, ну и так далее.
В октябре вы опубликовали исходный код прошивки, а в начале января выложили Misa SDK. В сторонних разработках какого рода вы больше всего заинтересованы?
Лично мне интересно практически всё, чем можно расширить функциональные возможности Kitara. Сообщество на нашем форуме обсуждает разные интересные идеи — от арпеджиатора до встроенного секвенсера.
Насколько я могу судить, многие новые компании, создающие экспериментальные инструменты, относятся к своей интеллектуальной собственности без фанатизма. Как ты считаешь, это связано с размером их оборота, или же мы прошли точку невозврата применительно к тому, как работает рынок?
Более старым и крупным компаниям свойственно скептически относиться к открытию исходного кода. В конце концов, они вкладывают в разработку немало денег, так что идея просто взять и опубликовать код может казаться им безумной. Это традиционная для бизнеса ментальность; там принято думать о максимальном повышении прибыльности, вот и всё.
У менее крупных компаний, таких как Misa, цель иная. Мы не просто обеспечиваем себе прибыль, но и продвигаем продукт, подобного которому на рынке ещё не было. Для этого нам необходимо создать сообщество и сформировать новое мировоззрение. А для того, чтобы люди нас приняли, нам нужно максимально упростить участие в проекте. Одним из этих способов и является публикация исходников.
Каждый раз, когда мы выпускаем исходный код, мы работаем на развитие самой концепции цифровой гитары, а не только Misa.
Какие ключевые аспекты прошивки и самого инструмента вы бы хотели улучшить в обозримом будущем?
На самом деле, у Kitara модульная концепция, и гриф легко снимается (практически, вынимается наподобие картриджа). Поговорив с посетителями NAMM и музыкантами, у которых уже есть наш инструмент, мы сейчас начали проектировать новые виды грифов для разных стилей игры. Это идея меня здорово увлекла!
Какого рода грифы? Безладовые? Удлинённые?
Чем больше я думаю о развитии Kitara, тем меньше инструмент становится похожим на гитару. Некоторые решения, сделанные на раннем этапе, вроде шести рядов кнопок в 24 лада, вероятно, не были такими уж необходимыми.
Скажем, если ты играешь монофоническим синтезатором с упором на глиссандо, возможно, тебе было бы удобнее работать с тремя струнами и увеличенным расстоянием между ладами. Это просто пример того, как можно разворотить придуманную тобой же парадигму, что критически важно для развития Kitara.
Как ты считаешь, может ли гриф со временем сам превратиться, в тач-поверхность? Разумеется, если он не будет при этом стоить как почка на чёрном рынке? :)
Если это сделать, снова получится новый инструмент. Если ты привык к тактильному ощущению от порожка ладов, играть на таком инструменте не получится. Зато можно играть совершенно иначе. С подобным грифом инструмент превратился бы в этакую футуристическую наколенную слайд-гитару. Вообще, было бы здорово. Но конкретно сейчас тачскрин Kitara уже позволяет делать подобные вещи, так что это не самое важное.
Что бы ты назвал самым большим испытанием в ходе работы над проектом?
С технической точки зрения сложнее всего пришлось с интеграцией панели мультитача. На ранней стадии проекта мультитач был всё ещё в новинку, и получить доступ к нужному оборудованию оказалось совсем не так просто.
Похоже, что музыканты довольно спокойно относятся к инструментам вроде Eigenharp, которые вообще не с чем сравнивать. Но поскольку Kitara всё ещё выглядит как гитара, у многих возникает предсказуемая остро-негативная реакция на грани с недоверием. Что говорят ваши покупатели? Удаётся ли им пройти этап «гитары с кнопками»?
Да. В общем и целом, те, кто ждёт от продукта имитации классической гитары, желаемого не получат. Но мы, собственно, и не продвигаем Kitara как такой инструмент, а стараемся акцентировать внимание на звуковом синтезе и совершенно новых способах звукоизвлечения, невозможных для акустической или электрогитары.
Те из покупателей, кто понимает это с самого начала, играют действительно интересные вещи. И вот это как раз реально круто!
Вы сделали возможным достаточно глубокую настройку инструмента, вплоть до произвольной привязки жестов к контроллерам. Насколько просто музыкантам делиться такими привязками? Видите ли вы среди музыкантов интерес к подобной «социальной» функции?
Все созданные настройки можно сохранить в виде файлов на компьютер и опубликовать для других. В комплекте есть софт для этого, которым, насколько мы заметили, интересуется всё больше пользователей.
Судя по всему, мультитач — это всерьёз и надолго. Каким образом, на твой взгляд, этот тренд касается музыкальных инструментов? Какие недавние разработки в этой области наиболее близки тебе самому?
Дисплеи с мультитачем всё ещё в новинку, и пока что очень немногие компании их используют. Так что кроме Kitara сейчас можно говорить, главным образом, о приложениях для iPad/iPhone. Со временем, конечно, эта ниша рынка подрастёт, и мультитач будет везде.
Самым большим препятствием здесь является цена. Панель изготавливается из нескольких слоёв дорогого стекла, плюс есть затраты на производство LCD и создание драйверов. Прибавь к этому быстрый MCU, GPU, операционную систему, и внезапно у тебя получается целый компьютер.
Сейчас у крупных производителей вроде Atmel, специализирующихся на тач-технологиях, наблюдается целый тренд: они выпускают микроконтроллеры сразу с GPU на борту. Так что индустрия относится к этой технологии очень даже серьёзно.
Судя по ролику выше, ты большой поклонник ZynAdddSubFX :) Ты следишь за развитием свободных синтезаторов?
Я не слишком хорошо с ними знаком, но ZynAddSubFX мне интересен, главным образом, своей настраиваемостью. Именно за счёт этого он настолько мощен. Я бы даже сказал, невероятно мощен. Поэтому я подключаю к нему Kitara и использую инструмент как MIDI-контроллер. Получается отличная комбинация!
Нет ответов на “Misa Digital Kitara: что нового”