Интервью с участниками проекта Tango

Говоря о программном обеспечении, мы часто углубляемся в технические подробности и забываем о том, что десктоп предназначен для людей, а не роботов, и потому должен быть внешне привлекательным и согласованным. Эта согласованность достигается не только следованием тому или иному HIG, но и сквозным использованием определённого визуального стиля. В мире UNIX есть несколько попыток обеспечить средства создания такого десктопа. Одна из них — проект Tango, которые даёт нам руководство по стилю, спецификацию на именование значков и основанную на них тему значков.

К моменту старта проекта уже существовала тема Red Hat под названием Bluecurve и некоторые другие инициативы такого рода. Стивен Гэррити (Steven Garrity) из дизайнерской студии silverorange выдвинул идею о сотрудничестве в письме, адресованном представителям Red Hat и Novell, а также нескольким свободным художникам. Участникам проекта потребовался почти год на то, чтобы разобраться со всем необходимым для начала работы и на ежегодном саммите GNOME в октябре 2005 Якуб Штайнер (Jakub Steiner) и Стивен Гэррити объявили о создании проекта Tango.

Значки Tango для Blender

Побеседуем с двумя представителями проекта — Якубом Штайнером и Андреасом Нильссоном (Andreas Nilsson).

Представьтесь и расскажите о своём участии в открытых проектах в качестве дизайнеров.

Якуб Штайнер (далее Я.Ш.): Мне 31 год, я работаю дизайнером и разработчиком интерфейсов в Novell. Пожалуй, наиболее близким мне проектом является GIMP, для которого помимо всего прочего я нарисовал тему значков к версиям 2.0 и 2.4 (готовящейся к выходу). Если говорить о затратах времени, много времени у меня уходит на OpenOffice.org и GNOME. Поскольку невозможно помогать каждой клёвой программе, которая попадается на глаза, я выбрал те из них, которыми пользуюсь каждый день (F-Spot, Banshee, Totem). К проектам, от которых я завишу, относятся также Inkscape и Blender, но сообщество вокруг них настолько развито, что я никогда особенно не планировал помогать им, хотя чувствовал, что стоило бы. Но потом я узнал, что в Blender появилась поддержка сменных тем значков, и сделал тему в стиле Tango.

Новые значки в действии

В Novell я отвечаю за визуальную часть SLED10 (SuSE Linux Enterprise Distribution), а с недавних пор — и за брендинг openSUSE 10.2 (исключая значки). Я также вхожу в группу Product Design, отвечающую за функциональный дизайн приложений вроде поисковика Beagle и главного меню (SLAB).

Недавно я ещё и стал отцом, что отнимает больше времени, чем я рассчитывал. Я привык много делать на выходных, а теперь это практически невозможно. С другой стороны, я научился разным полезным вещам :)

Андреас Нильссон (далее А.Н.): Мне 24 года и я живу в Готенбурге, Швеция. Моим первым проектом была графика для небольшого апплета GNOME под названием glunarclock (это апплет, показывающий текущую фазу луны — прим.ред.), написанного в колледже моим приятелем, разработчиком Debian Гораном Вайнхольтом. С тех пор я работаю для Freecraft, Open Clipart Library, Inkscape и некоторых других проектов. Сейчас я рисую значки для GNOME, Scribus, Jokosher и заказчиков, о которых пока что не могу говорить.

До сих пор раздаются жалобы на то, что цветовая палитра GNOME HIG тусклая и безжизненная. Похоже, что вы решили эту проблему при помощи базовой палитры Tango. Считаете ли вы, что палитру HIG в будущем стоит сменить?

Я.Ш.: Для одних она тусклая, а для других — элегантная. Старая палитра GNOME кажется мне достаточно приятной и удобной, особенно когда работаешь в этой среде каждый день годами. Так или иначе, целью проекта Tango было «сродниться» с остальным миром. Ну а поскольку сейчас все продвигают насыщенные и живые цвета, нам пришлось сделать то же самое.

Важным аспектом палитры Tango является её простота. Мы решили определить только основные цвета. Совсем несложно смешать цвета или сместить осветление, чтобы получить яркие участки и тени. Палитра Tango — просто отправная точка. Это вовсе не индексированная палитра, к которой нужно привести значки.

Получить обновлённый HIG (во многих отношениях) было бы очень здорово.

Как именно выглядит у вас процесс создания и доработки нового значка? Какие инструменты вы используете?

Я.Ш.: В тех редких случаях, когда я создаю значок с нуля, я начинаю с карандашного эскиза на бумаге. Даже если вы не слишком уверены в рисунке, быстрый набросок покажет, сработает метафора или нет. Если вы не можете по карандашному эскизу значка определить, что он обозначает, вряд ли вы добьётесь успеха с его цифровой версией. На следующем этапе я использую редактор векторной графики и постепенно придаю очертаниям естественный, мягкий вид, одновременно добиваясь резкости рисунка, подгоняя его под пиксельную сетку в конечном разрешении (чуть позже я остановлюсь на этом подробнее). Затем, в зависимости от очертаний и сложности, я либо использую тот же векторный рисунок для более мелких разрешений, избавляясь от детализации и снова подгоняя рисунок под пиксельную сетку, либо сохраняю значок в растровый файл и дорабатываю его в GIMP. Большинство участников проекта с самого начала использует редактор векторной графики. Наверно, я просто человек старой закалки.

А.Н.: Как правило, я сначала рисую эскиз на бумаге, пробуя разные идеи и композиции. Когда результат меня наконец устраивает, я перерисовываю значок в Inkscape, часто начиная с меньшего по размеру варианта, скажем, 22×22, так чтобы мне не приходилось потом убирать детализацию, из-за которой значок при размере 16×16 станет нечитаемым. Для повышения чёткости я экспортирую SVG в PNG и правлю его в GIMP. Всё это время я посылаю варианты заказчику (если делаю коммерческую работу) или другим дизайнерам на #tango в IRC.

Какие функции Inkscape и GIMP (или других инструментов) кажутся вам наиболее ценными для дизайна значков?

Я.Ш.: Мне нравится, когда инструмент позволяет концентрироваться на рисунке. У Inkscape отличный инструмент выделения, которым можно выбирать перекрывающиеся объекты, даже если они являются частью группы. В результате работа на холсте не превращается в марафон. Очень помогают продуманные клавиатурные комбинации для преобразования объектов и правки узлов.

Я использую GIMP для создания значков уже 6 лет, так что даже если всё, что я делаю — это попиксельное рисование полупрозрачной кистью, GIMP остаётся для меня естественным инструментом. Я могу понизить непрозрачность кисти или сменить кисть клавиатурным модификатором и поворотом колёсика мышки. Одна рука всегда на клавиатуре, вторая — на мыши, а глаза смотрят на холст. Ничего экстраординарного, просто чертовски эффективно. На ЖК-мониторе я смотрю рисунок в масштабе 1:1, а на «трубке» — увеличенным. Это позволяет видеть рисунок во всех подробностях и одновременно иметь чёткое представление, как он будет выглядеть в итоге. Отрисовка значков размером 16×16 — это немного работа вслепую: вы щёлкаете куда-нибудь, чтобы проверить, как иллюзия детализации будет восприниматься в масштабе 1:1. Порой нужен всего один пиксел, чтобы детализация пришла в норму.

А.Н.: Мне кажется, что отличной программу делает не число функций, а её продуманность и отсутствие препятствий на пути к выполнению работы. Скажем, в Inkscape пару версий назад наиболее ценным нововведением для меня стала возможность переключиться на пикселы в качестве единицы измерения. Для меня важна и возможность получать резкие значки на выходе. Достаточно полезна палитра образцов цветов внизу и рисование градиента прямо на холсте.

Если вы когда-нибудь переходили с несвободного софта на свободный, что в конечном счёте стало причиной перехода?

Я.Ш.: Что касается GIMP, а это было году так в 1998/99, причиной послужила невозможность оплатить лицензию на Adobe Photoshop. Я познакомился с невероятными возможностями Photoshop в университете Huddersfield и захотел найти альтернативный редактор, чтобы рисовать графику для этой новомодной штуки под названием веб-сайт. Я очень счастлив, что Adobe решила брать так много денег за лицензию, поскольку поиск альтернативы привёл меня к Linux, а GIMP в те времена на Windows не работал. Тогда же я узнал о движении свободного ПО и не преминул воспользоваться дарованными свободами, главным образом, для запуска приложений на выбранной платформе. Веб-разработка в Linux в те времена была намного проще, чем где-либо ещё (готов поспорить, что это и сейчас так).

Мне пришлось довольно долго ждать, пока я смогу заменить свой Illustrator 9 на свободную программу. Sketch и Sodipodi были проектами, за которыми я следил с надеждой. Но лишь разработчикам Inkscape удалось создать редактор векторной графики, ориентированный именно на художников. В Inkscape невероятно много функций, делающих его блестящим инструментом. Мне всё ещё не хватает возможности изменять узлы нескольких объектов одновременно и менять значки в псевдо-3D, но, в целом, программа даёт мне всё нужное.

Существенным недостатком свободных программ является огромный соблазн использовать самые свежие версии программ и иметь доступ ко всем рюшечкам, над которыми в данный момент трудятся разработчики. Мудрый человек не стал бы каждый божий день ездить на работе в концепт-каре, чем я, к сожалению, и занимаюсь последние годы.

Пользователи хотят от выпущенных версий стабильности, но она маловероятна, если никто не будет тестировать нестабильный код. Так что исполнение роли лабораторной мышки — часть моего вклада в развитие свободного ПО.

А.Н.: Я начал заниматься компьютерной графикой, когда мне было 14 лет, и моей первой программой был Paint Shop Pro, попавший в приложение к какому-то компьютерному журналу. Именно его я использовал шесть или семь лет. В дизайнерском колледже мы работали с Adobe Creative Suite (Photoshop, Illustrator и InDesign). Сейчас я использую комбинацию из GIMP, Inkscape и Scribus. Наибольшей разницей между ними и Adobe Suite является большая согласованность и схожесть между программами Adobe, благодаря чему их проще изучать.

На свободный софт я перешёл отчасти потому, что не мог использовать их в Linux, а отчасти потому, что не люблю несвободный софт. Мне всегда было интересно попробовать что-то новое, поэтому GNU/Linux оказался очень «в тему». Вместе с тем, довольно продолжительное время я держал Windows параллельно с Linux.

Как ты считаешь, реально ли (и как) улучшить интегрированность GIMP, Inkscape и Scribus?

А.Н.: Да, можно сделать несколько вещей. Во-первых, — использовать одинаковые значки, над чем я и работаю в рамках Art Libre Set. Во-вторых, скажем, одинаковым образом реализовать работу со слоями. Джон Круз (Jon Cruz) как-то сказал мне, что схожесть поведения диалога слоёв в Inkscape с поведением диалога слоёв в GIMP совершенно неслучайна. Было бы здорово, если бы разработчики Scribus сделали то же самое (разумеется, если это не окажется контрпродуктивным). Диалог слоёв — просто пример того, насколько проще стало бы изучать инструменты. Что касается Scribus, было бы полезно, чтобы инструмент правки узлов был похож на инкскейповский. Насколько мне известно, разработчики программы собираются заняться этим после портирования программы на Qt4. В пакете Adobe есть ещё одна ценная вещь — поддержка форматов компонентов пакета. То есть файлы Illustrator можно вставлять в InDesign, файлы Photoshop — в Illustrator и т.д. Насколько я понимаю, разработчики Inkscape, Scribus и GIMP над этим тоже работают и делают успехи.

Как вы пришли к идее «пятниц Tango» (Tango Fridays)? Как именно вы переделываете «нечёткие» значки?

А.Н.: Мы поняли, что нужен один день, который можно полностью отдать совместной работе, разговорам с новыми участниками и прочим подобным вещам. Всю неделю мы слишком заняты, а пятница для таких занятий подходит идеально. Проблема с нечёткими значками состоит в том, что значки с одном разрешении не «работают» в другом. Скажем, значок размером 48×48 в меню, требующем 16×16, смотрится совсем не шикарно.

Я.Ш.: Поддерживать мотивацию участников проекта довольно сложно, поскольку большинство из нас — волонтёры. Tango Friday стал полурегулярным событием, когда мы висим в IRC и переделываем значки для разных свободных проектов. Само собой, мы следуем руководству. Более опытные дизайнеры помогают советами новичкам и получается довольно весело.

Правка нечётких значков продемонстрирована в небольшом демо — прямо в руководстве по стилю. Как вариант, можно отмасштабировать рисунок в Inkscape, не меняя толщину штриха, убрать детализацию, включить сетку и проверить, нормально ли вписываются в неё линии. Для этого даже не нужны особенные художественные навыки.

Якуб, недавно в своём блоге ты снова написал про использование векторных и растровых значков. Несмотря на то, что, по твоим словам, использовать векторные значки можно только на мониторах с высокой разрешающей способностью, многие темы значков (в том числе Tango и основанные на ней темы) поставляются с файлами SVG. Для чего они нужны?

J.S.: Доступность тем значков в векторном виде довольно-таки важна как для отдельного дизайнера, так и для всего сообщества. Векторная графика намного проще редактируется, на её основе проще создавать производные работы, её проще повторно использовать в брошюрах, заставках программ и прочей маркетинговых материалах.

Некоторые люди считают, что векторная графика «отвязана» от разрешения и векторную картинку можно безболезненно отмасштабировать до любого размера. Звучит весьма соблазнительно, но при маленьком разрешении проблема становится схожа с проблемой шрифтов. В шрифтах это решается за счёт инструкций (хинтинга). Вместо создания нескольких растровых гарнитур, художник определяет, как кривая будет трансформироваться при том или ином разрешении, чтобы растеризованная картинка была резкой и чёткой. Во FreeType реализован так называемый автоинструктаж (auto-hinting), при котором кривые автоматически подгоняются под пиксельную сетку монитора, так что создателю шрифта не нужно самому создавать инструкции. Вместе со сглаживанием это даёт вполне приличные результаты. Вместе с тем, я не слышал о подобной технологии для обычной векторной графики

Даже если векторная графика хорошо смотрится при большом разрешении, это не означает, что гораздо эффективнее создавать её растровые копии «на лету«». Некоторые настаивают на том, что рисунки всё равно достаточно сложны и на них тратится больше системных ресурсов и дискового пространства, чем на растровые варианты.

А.Н.: Речь и правда не о противостоянии растровой и векторной графики. Речь о том, что и растровую, и векторную графику нужно применять строго по необходимости — там, где первая или вторая работают лучше. В векторах хорошо то, что их можно отмасштабировать вверх сколь угодно и на экране не будет квадратов. Но во многих случаях это и не требуется. Напротив, нужно чтобы рисунки были маленькими и чёткими, какими их можно сделать разве что в редакторе растровой графики (помните, что мониторы у нас растровые, а не векторные). Не нужно использовать SVG просто потому, что это клёвый формат. Нужно использовать его там, где он необходим.

Временами, когда технологии делают очередной качественный скачок, становится сложно найти подходящий знак для действия или нового понятия. Если говорить о действиях, то наилучшим примером, на мой взгляд, будет достаточно спорный значок Tango для кнопок «Сохранить» (на которых раньше было изображение флоппи-диска). Как вы действуете в случаях, когда для чего-то нового ещё нет устоявшегося обозначения?

Я.Ш.: Ключевым моментом здесь является то, что значок должен помогать пользователю ориентироваться в интерфейсе, помогать понимать или находить нужную функцию быстрее в сравнении с обычными текстовыми метками. Действительно, есть случаи, когда нет общепринятой и очевидной метафоры. Многие разработчики не считают «нет» ответом, но порой действительно лучше не использовать значок вовсе, чем использовать неочевидный значок. На маке можно прекрасно обойтись без меню и значков на кнопках, и в то же время он считается наиболее близким к идеалу пользовательской операционной системы.

Inkscape — прекрасный пример того, как значки перестают выполнять свою изначальную функцию. Практически у каждого пункта меню программы есть свой значок. Вне зависимости от того, насколько часто к пункту меню обращаются, или насколько точно он отражает вызываемую им функцию, меню перенаселено вовсю раскрашенными пикселами.

Мне нравится рисовать значки ради их привлекательности. Они, в своём роде, — маленькие произведения искусства. Но рабочие столы пользователей — не художественная галерея, а рабочий инструмент. Значки в первую очередь должны быть понятными и уместными.

Визуальный шум

Принцип хорошего дизайна значков состоит в том, чтобы не потерять суть, убирая максимум лишнего. В каждом большом проекте приходится идти на компромиссы, и хорошему дизайну значков противостоят самые разные силы. Маркетинг продукта требует от значков фирменного вида, пользователи в массе своей хотят, чтобы приложение выглядело помоднее. Вот почему по значкам компонентов OpenOffice не скажешь, что они родом из одной «семьи». Брендинг побеждает эргономику.

Схожим образом, некоторые метафоры становятся узнаваемыми аудиторией за счёт похожести на что-то другое. Как ты упомянул, люди больше не используют дискеты, но само действие сохранения является наиболее часто используемой метафорой. Значок «Сохранить» спорен потому, что невозможно сказать заранее, превзойдёт ли знакомство со старым значком новую метафору.

Это решение было принято с прицелом на будущее, потому что есть уже целое поколение пользователей, которые никогда не пользовались дискетами. Мы решили, что пришло время «флоппикам» уйти в прошлое, Но это не означает, что мы хотим во всех случаях повернуться спиной к унаследованным метафорам.

А.Н.: Найти хорошие метафоры очень непросто. Приходится изучать, чего ожидает целевая аудитория, с чем она знакома. Скажем, если вы создаёте программу для фотографов, вам приходится использовать знакомые им концепции и метафоры. Отсюда, к примеру, обильное использование в GIMP терминологии тёмной комнаты. Я думаю, при создании интерфейса важно быть смелым и, вместе с тем, помнить, что интерфейс времён Xerox Star уже не актуален.

Некоторым кажется, что настоящий шедевр может быть работой лишь одного человека. Считаете ли вы, что существует проблема индивидуальной vs. коллективной работы, особенно если учесть, что в Tango значки зачастую рисуются одними людьми, а доделываются — другими?

Я.Ш.: Создание шедевров целью проекта Tango не является. Мы стремимся создать согласованную рабочую среду при наименьших трудозатратах.

Посмотри как много отличных тем значков вокруг. Но ведь многие разработчики и пользователи совершенно не заботятся о визуальной согласованности, отсутствие которой людей с художественным вкусом заставляет содрогаться. Вы можете любить ванильное мороженое и хот-доги, но если начнёте есть их вместе, кое у кого глаза при виде этого поползут на лоб (а для вас упомянутое сочетание может оказаться ещё и тестом на рвотный рефлекс). Так ли уже ценна прекрасная тема Gorilla, если всё остальное выполнено в совершенно ином стиле? Для меня такая комбинация выглядела бы поделкой.

В GNOME мы обеспечиваем согласованность, работая над значками в паре, концентрируясь на модуле gnome-icon-theme. Вместе с тем, есть гораздо более простой способ добиться согласованности — создать руководство по стилю, своего рода книгу с рецептами, так чтобы другие художники могли создавать рисунки, вписывающиеся в общую концепцию. На мой взгляд, это сработало намного лучше. Для проекта лучше, когда он сам справляется со своей графикой, чем когда он полагается на людей извне. Этот же подход решает вопрос с третьесторонними разработчиками и ISV (Independent Software Vendor или независимый поставщик ПО — прим. ред.). Намного разумнее дать ISV руководство по созданию графики, чем жить ложной мечтой о том, что у нас хватит ресурсов разукрасить каждое приложение. Схожим образом можно заставить приложения работать вместе, либо написав их самостоятельно (Adobe Creative Suite), либо определив открытые стандарты и форматы (WWW).

GIMP со значками Tango

В прошлом, повоевав с «хакерской» графикой в XPM, я уж было начал сомневаться, что сумею сохранить контроль над ней. В реальности же оказалось гораздо проще добиться согласованности, чётко определив стиль и открыв «разработку» оформления. Есть немало способных художников, которые рисуют графику для самых разных приложений. Это действительно победа для нас, и я бы хотел поблагодарить всех участников.

А.Н.: Я думаю, стоит провести черту между интерфейсами и искусством. Мы рисуем не картины, которые будут висеть в галереях, а части интерфейсов, которые будут использоваться людьми в работе, точно так же как ползунки, раскрывающиеся меню, кнопки и прочее. Поэтому я не вижу ничего такого в том, что над одним значком работает несколько людей. Если я что-то начну рисовать, а кто-то потом мой рисунок улучшит (поменяет цвет, поправит контур или что-нибудь в этом роде), — это хорошо. Примерно та же ситуация со шрифтами: над DejaVu работает целая команда, хотя традиционно гарнитуры создаются одним-двумя людьми.

Вы уже упоминали подпроект Art Libre Set. Когда вы его начинали, речь шла о типичном редакторе растровой графики, векторной графики и редакторе для нелинейного видеомонтажа. Теперь, когда Андреас уже нарисовал значки для Scribus и Jokosher, не собираетесь ли вы добавить в список «типичную» программу для вёрстки и макетирования и типичный звуковой редактор? :) Каких новшеств стоит ждать в этом подпроекте и как именно планируется поддерживать Art Libre Set в приложениях?

Я.Ш.: Изначально задумка с ALS была такой: а) определить общие метафоры инструментов, которые выполняли по сути одну и ту же функцию, и б) создать общую библиотеку во избежание повторной работы. Готов поспорить: тебе уже приходилось видеть проекты, которые метили высоко, но пар быстро уходил в гудок, и на этом всё заканчивалось. Я думаю, что от идеи в её полном виде отказываться не стоит, но гораздо проще сначала сконцентрировать усилия на первой её части. Даже если значки не будут «на лету» грузиться из одного каталога, их по-прежнему можно будет использовать отдельными наборами (если лицензии будут это позволять). На практике вышло, что когда рисуешь значки отдельным проектам, разногласий куда как меньше, чем когда пытаешься заставить всех разработчиков написать код для поддержки общей библиотеки значков. Добраться до пункта б) по-прежнему важно, но до тех пор как-то не хочется жить в вакууме.

А.Н.: Идея Art Libre Set возникла из схожести целого ряда инструментов и их значков в GIMP, Inkscape и Scribus (например, градиенты или кривые Безье), так что вместо установки одинаковых по сути значков 3-4 раза лучше разделить одну тему между всеми приложениями. Мне как дизайнеру это проще, потому что тогда нужно иметь в виду не 2-4 значка, а всего один. Было бы здорово, если как можно больше приложений могли бы разделять ресурсы схожим образом. Тогда Pitivi, Diva и Jokosher и правда могли бы использовать общую библиотеку. Эдвард (разработчик Pitivi), Джоно (лидер проекта Jokosher) и я давно собираемся обсудить это, но что-то никак не соберёмся.

Какие ещё подпроекты станцуют танго на рабочем столе? :)

Я.Ш.: Помимо работы в «пятницы Tango» много делается для OpenOffice. Как и GIMP или Scribus, OpenOffice является многоплатформенным приложением, которое выиграло бы от использования значков в стиле Tango. GNOME тоже понемногу приобретает лицо Tango.

OpenOffice.org со значками Tango

А.Н.: Сейчас я работаю над значками для некоторых приложений и параллельно пытаюсь доделать Art Libre Set, но говорить о будущем сложновато. Из прочих проектов могу ещё назвать Scribus, о чём ты уже говорил.

Scribus со значками Tango

Недавно я занялся темой для Inkscape:

Inkscape со значками Tango

Что случилось с релизами основной темы Tango? Последний раз обновление выходило прошлым летом.

Я.Ш.: Да, действительно работа над основной темой ведётся сейчас не слишком активно. Тут нужно понять, что основная тема не так важна, как люди считают. Наш проект не имеет целью создание темы, в которой будет учтено кажде действие и каждый значок статуса на рабочем столе. Мы даём разработчикам стиль, на который нужно равняться, чтобы приложения выглядели в Linux «родными». GIMP, Scribus, OpenOffice.org и GNOME уже следуют этому стилю. Мне бы хотелось в ближайшем будущем видеть обновлёнными основные значки Gtk+.

Основная тема Tango — отличный тест для проверки того, сработают ли наши задумки в контексте визуальной согласованности. Гораздо важнее, чтобы разработчики программ следовали руководству по стилю, и ровно этой сейчас происходит.

Вы как-нибудь контактируете с создателями других тем, в особенности, с авторами Oxygen?

А.Н.: Да, я обычно сижу на канале #kde-artists в irc.freenode.net и болтаю с народом из Oxygen. Вживую я с ними пока что ни разу не встречался, поскольку мы не были на одних и тех же конференциях, но надеюсь, что Дэвид, Кен или Нуньо попадут на майскую конференцию Libre Graphics Meeting.

Я.Ш.: Да, я знаю кое-кого из проекта Oxygen. Собственно говоря, Кеннет Уаймер, работавший с нами в Novell, и был одним из отцов-основателей Tango (в те времена проект назывался «Unify»). Дэвид Виньони — прекрасный дизайнер, шагающий по стопам другого пикселетолкателя KDE — Эверальдо Коэльо (Everaldo Coelho). Оба они — превосходные художники, работы которых вдохновляют, хотя в жизни мы ни разу не встречались. Цели наших проектов различаются, но есть и общие моменты, такие как именование файлов значков и метафоры. Думаю, было бы действительно полезно пересечься на Libre Graphics Meeting 2007.

Ты думаешь, что совместная работа на том или ином уровне возможна?

Я.Ш.: Ребята из Oxygen достаточно положительно относятся к идее сотрудничества в части спецификации на названия значков и определения общих метафор, но ничего конкретного в этом направлении ещё не произошло. С одной стороны, печально видеть фрагментацию человеческих ресурсов, с другой — было бы идеалистично считать, что, грубо говоря, если люди перестанут работать над Krita, дела GIMP пойдут в гору. Дизайнеры Oxygen не преследуют те же цели, что и мы, и не пытаются решить проблемы, которые, на наш взгляд, мешают росту свободного десктопа. Их цель — создать новую модную тему значков для KDE. Они считают, что уникальный вид — именно та черта темы значков, которая отделяет её от прочих. Похоже, их не сильно волнует несогласованность внешнего вида приложений из разных проектов.

Мы посмотрели на это с точки зрения третьестороннего разработчика и решили, что предлагать им поставлять два набора значков — неудачная затея. Гораздо лучше выработать определение общего стиля, который подойдёт обеим рабочим средам. Ну а поскольку мы и сами лентяи, то знаем, что если их тема будет выглядеть уместно в Windows и Mac OS, они от этого только выиграют.

Одной из причин, по которым мы начали говорить о поиске общего языка тогда, на саммите GNOME в Нью-Йорке, было дублирование работы и невозможность повторно использовать общие наборы значков. Гарретт ЛеСаж (Garrett LeSage), дизайнер, работавший тогда в Red Hat, Туомас (Tuomas Kuosmanen) и я обдумывали способы работать над графикой вместе так, как это делается с кодом в открытых проектах. Как Red Hat, так и Novell разрабатывали свои продукты, но обе компании выигрывали от того, что делились со всеми большей частью своей работы. Ничего такого со значками, к сожалению, не происходило.

У компаний велик соблазн использовать значки как инструмент брендинга, но сделать это как следует для каждого отдельно взятого приложения никогда не получается. Это убийственная работа. Даже Microsoft тут не справляется: в XP вы видите комбинацию стилей из XP, 95 и даже 3.0. Добавление ещё одного стиля в Vista им не поможет.

Если вы не хотите делать кучу работы самостоятельно, всегда лучше работать с основными разработчиками как можно больше. Следование руководству по стилю Tango не означает, что придётся отказаться от фирменного вида значков. Сделать счастливым арт-директора и директора по маркетингу можно и не выходя за рамки общего стиля при создании собственных значков. Собственно говоря, ровно это мы и делаем в Novell с темой Industrial. Не страшно, если тема реализована не совсем правильно. Главное, чтобы она не была чересчур оригинальна. Нечто подобное сейчас можно видеть в теме Human из Ubuntu.

Недавно я просмотрел на стиль Oxygen и увидел, что они понемногу уходят от нашего видения того, каким должен быть стиль. Они используют много чёрного и по большому счёту метят в большее разрешение. Посмотрим, придётся ли менять стиль так, чтобы приложения, разукрашенные под Tango, смотрелись в KDE4 «родными».

Если говорить о значке «Сохранить» и прочих подобных случаях… Допустим, некто считает, что может исправить существующие значки или хотя бы подсказать, как их улучшить. Каков оптимальный способ сделать это? Создавать свою тему на основе существующей? Подискутировать и добиться своего? Просто переделать и прислать результат?

А.Н.: Обсудить и прислать свой вариант. Мы не догматики. Вместе с тем, довольно много программ до сих живут без нормальной графики. Помочь им вместо перерисовки готовых значков вроде «Сохранить», пожалуй, — более удачная идея.

Я.Ш.: Создавать производные темы на основе Tango — достаточно разумно. Что действительно имеет значение, так это следование стилю, так чтобы пользователи не страдали от несогласованности. Если же ты имеешь в виду создание собственных метафор вместо тех, с которыми человек не согласен, это тоже хороший вариант.

Спорить о метафорах обязательно надо. Как и в любом проекте, существует риск того, что шумное меньшинство с головой уйдёт во флейм. Но если ключевые лица таких проектов как KDE, OpenOffice и Abiword обсудят именование значков и метафоры, будет гораздо проще перевести приложения на единый стиль и больше не идти разными путями. Наиболее подходящее место для таких дискуссий — список рассылки xdg или список рассылки tango-artists. Работа над спецификацией по именованию пока не завершена, и мы с радостью примем помощь.

3 Trackbacks / Pingbacks

  1. Дизайнеры GNOME перешли на Blender для отрисовки иконок?
  2. Выпущен Scribus 1.3.4 | Мультимедиа в Linux
  3. Объявлен конкурс на новые значки для интерфейса Scribus | Мультимедиа в Linux

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*