Luminance HDR 2.0.0

«Qtpfsgui 1.0. Нет, клавиатуру я не протирал. Это так называется программа.» (с) один раздражённый пользователь

Название этой программы за четыре года своего существования вызвало немало усмешек. И вот наконец новая версия программы выпущена под новым названием — Luminance HDR. К счастью, это далеко не единственное изменение в программе за год, прошедший с момента выпуска 1.9.3. Посмотрим подробнее.

Интерфейс

Не сказать, чтобы он претерпел принципиальные изменения, но некоторые подвижки в сторону от занудности всё-таки есть.

Во-первых, переработаны и приведены к стандартному виду меню программы. Через меню «Правка» теперь выполняется и вращение, и изменение размера, и отображение тонов, и проективная трансформация.

Во-вторых, причёсаны диалоги, особенно диалог параметров программы.

luminance-prefs.png

В-третьих, в диалоге мастера создания HDR появилась загрузка встроенных миниатюр Raw, если новый HDR-снимок создаётся из нескольких Raw.

wizard-raw-preview-th.png

К сожалению, через диалог по-прежнему нельзя добавить несколько снимков кроме как в один заход.

Выделение и кадрирование

Новый разработчик программы Франко Комида реализовал часть проекта по улучшению эргономики, проведённого в 2008 году совместно с OpenUsability, а именно — отображение тонов выделения. Как вы помните, именно использование «градиентных» операторов Fatal и Mantiuk, дающих разную картинку для изображений разного размера, было и остаётся причиной, по которой в программе нет предпросмотра.

Теперь вы можете в окне отображения тонов на панели инструментов нажать кнопку

hdr-image-button.png

Она покажет в окне исходный HDR-снимок. Простым перетаскиванием указателя мыши вы делаете прямоугольное выделение, которое можно как угодно скорректировать.

tonemap-selection-before.jpg

Затем в нижней части боковой панели включаете флажок «Обработать выделение» и нажимаете кнопку Применить. В таком случае при отображении тонов выбранный размер конечного изображения игнорируется, и выделенная часть снимка обрабатывается в масштабе 1:1.

tonemap-selection-after.jpg

Раз уже выделение было сделано, Франко реализовал кадрирование исходного снимка в главном окне программы. Принцип точно такой же: рисуете указателем мыши прямоугольное выделение, затем на панели инструментов нажимаете кнопку со значком кадрирования (или выбираете пункт меню «Правка > Откадрировать в выделение»).

Диалог отображения тонов

Здесь, в целом, два изменения. Во-первых, реализована простая отмена и возврат изменений параметров оператора: это две кнопки под параметрами, внизу справа. Во-вторых, добавлена совершенно чудовищно реализованная функция обработки предыдущего HDR-снимка. Как она работает — даже не спрашивайте. Никакой логики в этом нет. Если галка «Обработать исходный HDR» снята, программа откажется выполнить отображение тонов. Если включена — создаст два изображения вместо одного, причём в случае с mantiuk06 придётся обязательно на два стопа поднимать гамму.

Операторы отображения тонов

В новой версии появился оператор mantiuk’08, который, вообще говоря, заточен под отображение HDR-изображений на LDR-мониторах и к фотографии, строго говоря, прямого отношения не имеет.

mantiuk08.png

Впрочем, при определённых условиях толк от него можно получить.

Кроме того, исправлены ошибки при работе некоторых других операторов. Если что-то опять не срастается, не стесняйтесь жаловаться в трекер.

Документация и локализация

С документацией у проекта всегда было очень туго, хотя при таком подходе она просто обязана быть точной, подробно и максимально иллюстрированной. Между версиями 1.9.3 и 2.0.0 была предпринята попытка хоть как-то решить этот вопрос. После мучительного зудения над ухом Франко портировал и немного доработал браузер документации из Fontmatrix (в свою очередь портированный туда из Scribus), после чего оригинальный текст был частично переписан и дополнен.

help-browser-th.png

Выводы

Общее впечатление от новой версии программы очень сильно смазано отсутствием явных сдвигов в сторону большей человечности интерфейса. Программа по-прежнему пытается увидеть в пользователе специалиста по машинному зрению с как минимум докторской степенью.

Будущее проекта не вполне очевидно. Полтора года назад Джузеппе Рота, начавший проект, окончательно отошёл от дел, а работавший с ним Дэниел Канайдер тоже долго не продержался. В итоге от исходной команды, работавшей над программой, остались только переводчики интерфейса, и то не все. Сейчас проектом занимается преимущественно Франко Комида, и то не особенно регулярно, причём эргономикой интерфейса он особенно не интересуется.

Как результат всего этого, набранная проектом база активных пользователей за последние два года вялого шевеления была потеряна, в том числе благодаря появлению программ с более человечным интерфейсом, таких как Dynamic HDR. С выпуском Luminance HDR 2.0.0 ситуация ещё более обострилась, поскольку Франко объявил о том, что начинает распространять инсталляторы для Windows только за деньги (15 евро). Это уже вызвало ряд эмоциональных отрицательных комментариев, поскольку пользователей версии для Windows всегда было на порядок больше (как обычно с кроссплатформенным свободным софтом).

Будет ли потеря этого проекта действительно потерей, если она всё-таки случится? Ещё год назад это воспринималось бы именно так. Но сейчас ситуация немного иная.

Во-первых, уже готов графический интерфейс к Enfuse для digiKam. Enfuse, как вы знаете, даёт очень качественное сведение экспозиций с минимумом аномалий, чем выгодно отличается от большинства существующих решений по работе с HDR (включая Photomatix, Artizen и иже с ними). Кроме того, авторы digiKam экспериментировали с заимствованием фрагментов Qtpfsgui/Luminance HDR для создания интерфейса к pfstmo.

Во-вторых, если darktable и дальше будет развиваться нынешними темпами, простой и удобный интерфейс к тому же Enfuse или даже pfstmo не заставит себя ждать. Надо ли напоминать, что при точности обработки в 32 разряда на цветовой канал HDR для программы — родная ипостась?

Пока что остаётся удовольствоваться старой проверенной формулой «Время покажет».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.