Что нового этим летом появится в свободном софте благодаря Google

gsoc2013

На этой неделе компания Google опубликовала список проектов, принятых в программу Summer of Code 2013.

Давайте посмотрим, над чем студентам предстоит трудиться за стипендию в $5000 от Корпорации Добра.

Редактирование изображений

В этом году GIMP снова балансирует между улучшением имеющегося набора функций, ускорением обработки и добавлением интересных новшеств.

Объединённый инструмент выделения сократит количество похожих инструментов до более разумного и, согласно задумке, ускорит процесс создания сложных выделений. Первичный план работы с набросками интерфейса уже опубликован.

Ещё одним проектом, призванным улучшить имеющиеся наработки, является доделка импортировщика и экспортировщика файлов в формате PSD. Хотя в GIMP пока нет корректирующих слоёв и фильтров слоёв (а значит и не к чему привязывать соответствующие функции Photoshop), пользователям явно пригодится возможность читать текстовые слои как текстовые, корректно экспортировать маски и т.д.

Работа над ускорением в этом году снова связана с OpenCL: ещё один студент портирует на модный API часть уже имеющихся фильтров GEGL. Руководителем студента является Виктор Оливейра, которому мы как раз обязаны возможностью выполнять на GPU часть операций в GEGL и GIMP.

Наконец, к концу лета в GIMP должен появиться ещё один инструмент деформации, с помощью которого изолированные объекты можно будет менять как объекты в реальном мире (но в 2D). Проще всего проиллюстрировать это видеороликом, снятым самим студентом:

Этот инструмент будет основан на научной работе “As-Rigid-As-Possible Image Registration for Hand-drawn Cartoon Animations” Дэниэля Сикоры с некоторыми дополнениями. На представленном выше видео демонстрируется уже готовый прототип на Java.

Но GIMP — не единственный графический редактор, представленный в программе. Давайте не забывать о Krita, где ожидается появление средств анимации (с таймлайном — всё как у взрослых).

Набросок таймлайна в Krita
Набросок таймлайна в Krita

Ещё один студент организации Krita займётся приведением в порядок растровых фильтров: эта часть программы, как признаются сами разработчики, в последние годы была изрядно подзапущена.

То, что у Krita всего два студента — на самом деле, совершенно нормально. Именно столько слотов команда и попросила у Google. Переживать на этот счёт не стоит, тем более что программа Outreach for Women дала им ещё несколько участниц, которые займутся, в частности, онлайновым магазином проекта.

Фотография

В этом году darktable не стали подавать заявку на участие в GSoC, так что на повестке дня лишь digiKam и F-Spot.

DigiKam побили собственный рекорд и заполучили на сей раз восемь проектов. Из них, пожалуй, наиболее интересным является возможность локализованной обработки за счёт создания растушёванных выделений, а также совмещение в HDR снимков, сделанных с вилкой экспозиции.

Единственный проект изрядно подзабытого каталогизатора фотографий F-Spot состоит в интеграции третьесторонних приложений для обработки RAW. Среди таковых в заявке перечисляются Rawstudio, UFRaw и darktable. Предполагается, что эти программы должны научиться добавлять обработанные снимки (JPEG, PNG, TIFF) в базу данных каталогизатора как версии оригинала в RAW.

Странным здесь является то, что UFRaw  давным-давно умеет это делать, а соответствующий патч для Rawstudio студент успел отправить в апстрим ещё до того, как был формально принят в программу GSoC.  Поэтому объём и содержание дальнейших работ пока что вызывает вопросы.

Если говорить не о софте для конечных пользователей, а о средствах разработки, стоит отметить проект по реализации HDR в OpenCV. В его рамках планируется написать функции сведения брэкетов в HDR, загрузку файлов OpenEXR, RGBE и пр., а также добавить разные операторы проекции тонов (tonemapping).

Неспецифичным для фотографов, но от того не менее важным является проект GNOME по написанию шейдера для Wayland/Weston, который будет выполнять на GPU преобразования между цветовыми пространствами. Студентом будет руководить Ричард Хьюс.

Векторная графика

В этом году Inkscape остался в гордом одиночестве: в программе не участвуют ни LibreOffice Draw, ни Karbon из Calligra Suite. Что, кстати, ставит под вопрос сроки готовности библиотеки для чтения файлов Adobe/Macromedia Freehand.

Все пять проектов Inkscape достаточно важны, а реализация пары из них, пожалуй, даже подзатянулась. Речь идёт о приведении в порядок механизма работы с единицами измерения и о более простом создании новых документов из шаблонов (вместо пролистывания вложенного меню размером во весь экран по вертикали).

Внешне более заметными будут два других проекта: перекрашивание заливок и обводок при помощи цветовых гармоний и новый алгоритм векторизации на основе научной публикации, представленной на SIGGRAPH 2011.

Предлагаемое размещение нового цветового круга с поддержкой гармоний
Предлагаемое размещение нового цветового круга с поддержкой гармоний

Последний из пяти проектов Inkscape, “Electronics CAD support”, на самом деле, не так уж и безумен. Абсолютное большинство изменений выльется в улучшение существующего инструмента Соединительные линии и улучшение работы с символами (новшество пока ещё не выпущенной версии 0.49).

Электронные книги

Что любопытно, на этот раз есть целых четыре проекта, связанных с созданием, чтением и аннотацией электронных книг.

В Okular и Evince (приложения KDE и GNOME для чтения документов) появятся различные доработки. Студент организации KDE улучшит чтение файлов EPUB в Okular (в частности, добавит поддержку внутренних ссылок), в то время как двое студентов GNOME добавят в Evince режим просмотра «книжной полки» и вставку графических аннотаций в PDF.

Один из трёх студентов LyX займётся улучшением имеющегося экспортировщика в XHTML, а на его основе подготовит экспортировщик в EPUB. Кстати, если вы ещё не знакомы с LyX, настоятельно рекомендуем попробовать в деле этот толковый гибрид вордоподобного текстового процессора с возможностями TeX по созданию формул.

3D

Вряд ли кого-то удивит, что разработчики Blender получили 15 студентов: команда неплохо отработала вливание нового кода в официальные релизы и в ходе программы теряет предельно мало студентов. Словом, всё к тому и шло.

Кроме обычной пары проектов по доработке встроенного игрового движка и двух проектов Cycles нас ждут интересные вещи вроде редактирования мешей эскизами (на основе научной работы “Sketch-Based Interface for Detail-Preserving Mesh Editing” Эндрю Нилена, представленной на SIGGRAPH 2005).

Невозможно не отметить и реализацию записи и воспроизведения макросов. Полный список проектов как раз обновляется в вики Blender.

У 3D-движка Crystal Space тоже есть разные интересные проекты вроде имитации планетных систем, интерактивной имитации воды, а также эффектов пост-обработки — DoF, размывание в движении и пр.

Что касается Ogre 3D, самым важным среди проектов, пожалуй, является приведение проекта в состояние готовности к релизу версии 2.0. Что подразумевает, например, добавление многопоточности и улучшенную работу с кэшем.

САПР

Из всех существующих свободных систем автоматического проектирования в GSoC пробился только проект BRL-CAD (OSGeo и QGIS давайте всё-таки не считать). Планы на летнюю разработку силами студентов у команды внушительные, особенно интересны два проекта:

  • Веб-интерфейс, заточенный под применение с мобильных устройств. Команда не замахивается больше чем на реализацию базовой функциональности, но даже это уже хорошо. Потому что глядя на недавние разработки Autodesk и Dassault Systems, становится очевидно: без поддержки мобильных платформ СПО не сможет откусить от рыночного пирога вообще ничего.
  • Новый экранный менеджер на базе Qt и OGRE для работы с геометрией в 3D.

Наконец, в BRL-CAD появится свой аналог чайника (или, если хотите, Сюзанны): примитив сердца.

Видеоредакторы

Как ни странно, команда Kdenlive не стала претендовать на участие в GSoC под флагом KDE, предпочтя этому завершение начатого год назад рефакторинга. Так что остаётся PiTiVi.

Матьё Дюпоншель постарается к августу привести порт программы на GStreamer Editing Services в релизное состояние. Студент уже активно включился в работу и буквально вчера доделал микширование видеодорожек:

У проекта, как выясняется, есть ещё три студента:

  • Антон Белка добавит реализацию работы с прокси-клипами;
  • Йорис Валетт будет работать над растягиванием/сжатием клипов с плавной интерполяцией;
  • Симон Корсан реализует управление слоями в дорожках и отрисовку волновой форму сигнала.

На самом деле, к числу видеопроектов можно отнести и работу Александра Кузнецова над видеосеквенсером в Blender. Александр вплотную займётся более плотной интеграцией VSE в остальные компоненты приложения и не исключает добавление динамического slow-mo.

Весомая часть работы будет посвящена улучшению производительности при воспроизведении (многопоточность + задел на применение GPU) и применению нод композитинга для эффектов и переходов. Среди прочих планов упоминается предпросмотр видео в файловом браузере и полосках на таймлайне.

Музыка

MuseScore наконец-то улыбнулась удача. Если в прошлый раз команда получила слот, но не нашла для него исполнителя, то в этот раз у команды двое студентов.  Первый из них, Андрей Токарев, займётся приведением в порядок импорта файлов MIDI — это не такая простая задача, как может показаться.

Предлагаемая панель параметров обработки MIDI при импорте
Предлагаемая панель параметров обработки MIDI при импорте

Другой студент будет работать над базовой реализацией MuseScore как веб-приложения. Для этого придётся внести изменения в библиотеку libmscore, задействовав Emscripten, и написать простое тестовое приложение на HTML5, которое позволит выполнять совсем простые операции вроде транспонирования нот.

Организация Mixxx, которую можно считать ветераном GSoC, работает в это году с четырьмя студентами. Они займутся давно ожидаемыми функциями вроде записи лупов, неблокирующим доступом к базе фонотеки и улучшенной привязкой по MIDI. Диджеить со свободным софтом определённо станет удобнее!

В завершение

Уже по одному этому краткому обзору «мультимедийных» проектов GSoC2013 вырисовывается несколько настораживающий тренд, прямо по Марксу: богатые становятся богаче, бедные — беднее.

По мере развития программы ключевые мультимедийные проекты имеют тенденцию к наращиванию количества слотов. При этом разнообразие организаций, которое мы могли наблюдать каких-то 3—4 года назад, по факту потеряно. Обвинять в этом Google было бы слишком просто. Вероятнее всего, не виноват никто. И вот почему.

Возьмём, к примеру, софт для создания музыки, который действительно с каждым годом всё хуже представлен в программе. Так, организации вроде Audacity или Ardour не участвуют в GSoC уже несколько лет. Но в обоих случаях это решение самих организаций, а не Google. Можно выделить несколько основных причин для принятия подобного решения.

Во-первых, взаимодействие со студентами и поиск руководителей для них часто становится серьёзной головной болью. Участвовать в GSoC — значит взять на себя дополнительные обязательства. Нужно постоянно следить за ходом работы студента, направлять его, подсказывать решения и, в целом, быть всегда готовым придти на помощь.

Глупо отрицать очевидное: летняя программа Google благотворно влияет на преемственность в проектах, стимулирует их развитие и связь с академическим миром. Но у всего есть своя цена. Работая со студентами, участники проекта не могут столь же активно выполнять прежние функции. А для проектов, состоящих из лишь одного ключевого разработчика (для звукового софта в Linux это скорее норма), такое просто неприемлемо.

Другая причина — несогласовки между расписанием GSoC и внутренними циклами разработки. Команда Audacity как минимум один раз воздержалась от подачи заявки из-за желания поскорее выпустить версию 2.0 (эта эпопея, как мы знаем, растянулась на несколько лет и закончилась лишь в марте 2012 года). Участие в GSoC только отвлекло бы разработчиков от решения главной на тот момент задачи.

Наконец, немалое значение имеет способность проекта своевременно делать результаты работы студентов доступными для конечных пользователей. К примеру, MIDI-дорожки, появившиеся в составе Ardour 3, — не такая уж и новая разработка. Солидная часть кода была написана Давидом Робилляром в рамках двух проектов GSoC — в 2006 и 2007 годах. Т.е. до пользователя возможность писать MIDI в Ardour добиралась ни много ни мало семь лет. Именно отсутствием релиза с MIDI-дорожками и амбисоником (ещё один давний проект GSoC) Пол Дэвис в прошлые годы объяснял нежелание повторно подавать заявку.

Иными словами, участие в GSoC неспособно волшебным образом решить все проблемы проектов по созданию свободного софта. У программы, несомненно, есть серьёзные преимущества, но она — далеко не единственный способ обеспечить самодостаточность СПО. Впрочем, это уже совсем другая история.

1 Kомментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.