
Артём Попов показал работающую связку из GIMP, Inkscape, Firefox, EoG и Aloha, которая обеспечивает перенос метаданных об авторстве в составные работы.
Полгода назад Константин Дмитриев опубликовал у нас статью, в которой представил новый проект Commons Machinery, задача которого — предоставить разработчикам приложений простые средства для сохранения данных об авторстве в составных творческих работах. Что полезно, к примеру, при создании титров с перечислением участников анимационного проекта.
Скажите честно: вы поверили, что это посильная задача?
«Будущее уже наступило…»
«…просто оно пока неравномерно распределено» — напоминает нам Уильям Гибсон.
Рады сообщить, что затея дала первые ощутимые плоды. В ролике ниже Артём Попов, один из участников Commons Machinery, показывает пробную, но вполне работающую связку из основных инструментов дизайнера в Linux: GIMP, Inkscape, Firefox, EoG:
Обратите внимание на самый конец видео: в веб-редактор Aloha метаданные обо всех авторах вставляются в человекочитаемом виде.
Итак, что конкретно сделала команда?
Пройденный путь
Надо отдать разработчикам должное: к работе они подошли основательно, предварительно изучив основные сложности, возникающие при встраивании метаданных о лицензии в цифровые работы. Научную публикацию «Exploring Challenges in Embedding Metadata of Licence Information in Digital Work» вы можете свободно скачать в формате PDF.
В течение лета команда написала и выпустила патч для Inkscape, опубликовала расширение для Mozilla Firefox, копирующее изображение в буфер обмена вместе с метаданными, а также расширение для LibreOffice, которое такие изображения вставляет, сохраняя метаданные. Об этих и других проектах можно почитать на сайте Commons Machinery.
Кроме того, к настоящему моменту выпущено несколько версий библиотеки libcredit, которая читает формирует текстовую строку, упоминающую соавтора, источник и лицензию.
В паре с libcredit в приложениях для создания контента будет работать ещё одна новая библиотека, libremix, работа над которой пока только начинается. Её задача — собирать метаданные и следить за тем, чтобы они не терялись, скажем, при сведении слоёв в графическом редакторе.
Опубликованный дружественный форк GIMP — пока что демонстрация самой идеи. Подготовленный для программы патч не использует новые библиотеки и потому пока что привязан к её специфике. Работа здесь ещё не завершена.
Где взять предварительные результаты
Весь наработанный исходный код открыто доступен. Как создателям графики, вам, вероятно, будут более интересны следующие ссылки:
- пропатченная версия GIMP из нестабильной ветки разработки;
- пропатченная версия Inkscape, также из нестабильной ветки;
- готовое дополнение для Firefox, исходный код — на GitHub;
- пропатченная версия просмотрщика изображений Eye of GNOME.
Что дальше?
Говорить об успехе проекта пока рано, но итог полугода работы показывает, что задача, которую взялись решить ребята из Commons Machinery, оказалась не такой уж и невыполнимой.
На Inkscape и GIMP останавливаться команда пока не собирается. По словам Артёма, в libremix будет реализована структура данных, которую можно «приклеить» к любой атомарной составляющей творческого произведения — объекту в Inkscape, слою в GIMP или клипу в Audacity, а также глобальная структура на проект. Собственно, сейчас у них в планах есть прототип для Audacity.
Разработчики также успели изучить вопрос поддержки метаданных в 3D и выяснили, что в «обменных» форматах её практически нет. Тем не менее, тема эта интересная — так считает и Тон Роозендаал, которого мы специально об этом спросили.
Что касается более отдалённого будущего, у команды есть идеи по сотрудничеству с проектами LibreOffice и WordPress,а также планы посмотреть, что можно сделать с проприетарным ПО вроде Photoshop, Microsoft Office и Google Docs.
Оставить комментарий