Выпущена глубокая альфа PrintDesign для самых нетерпеливых

PrintDesign

Команда sK1 выпустила технологическое превью редактора векторной графики PrintDesign.

Перезапуск проекта был анонсирован Игорем Новиковым ещё в октябре 2011 года, после шести лет работы над проектом. Игорь совершенно честно сказал следующее:

Начатая в проекте перестройка масштабна. Не стоит ожидать быстрых результатов: даже для коммерческих компаний такие изменения оборачиваются годами разработки.

Разработчики планировали немало изменений: новый формат файлов, новую архитектуру, повышение производительности и улучшенную поддержку форматов. Однако вопреки исходным оценкам первые новости о хоть каком-то прогрессе появились только в марте этого года. Впрочем, с тех пор команда стала серьёзнее относиться к взаимодействию с пользователями и принялась активно постить новости на странице в Facebook.

Но приключения на этом не закончились. Буквально в июле разработчики пересмотрели своё решение писать всё на PyGTK+ и переехали на wxWidgets. Собственно говоря, весь смысл этого технического превью — показать работоспособность PrintDesign на основных платформах как результат порта.

А что с функциональными изменениями? Они тоже есть. Мы записали для вас небольшой ролик (с озвучкой на английском, уж извините), где показаны почти все новшества.

Не любите видео? Тогда читайте дальше.

Инструменты в PrintDesign

В приложении активированы ещё два инструмента: полилинии и кривые Безье. Они, в принципе, работают, но редактировать созданное вы не можете, поскольку ещё не готов инструмент Shaper (в панели у него сейчас всплывающая подсказка «Edit mode»).

Идея состоит в том, что все рисующие инструменты только рисуют, а редактировать это можно только шейпером. Такая концепция заметно отличается от подхода, реализованного в Inkscape, где рисующие инструменты не только редактируют объекты своего типа, но и применённую к ним градиентную заливку.

Полилинии работают почти как лассо в GIMP, т.е. в одном объекте вы можете комбинировать прямые линии и своего рода рисование карандашом — довольно интересное решение.

К сожалению, в инструментах рисования пока что хватает недоделок и, в общем и целом, маловато «мяса»: нет горячих клавиш к инструментам, нет визуального подтверждения закрытия полилиний (обычно начальная точка подсвечивается при наведении указателя мыши), ну и т.д.

Впрочем, команда внимательно слушает отклики пользователей. Например, за сутки между записью видео выше и публикацией англоязычной версии этой статьи они поправили рисование квадратов и окружностей.

Наконец, инструмент ввода текста временно деактивирован, но по хорошой причине: его сейчас активно переписывают, навешивая полезные функции.

Пользовательский интерфейс

Одним из наиболее заметных изменений здесь является новая статусная строка, где показываются текущие координаты указателя мыши, описание выделения («Ellipse object in selection», «4 objects in selection» и т.д.), а также доступны элементы навигации между страницами.

Некоторые новшества вроде плагина управления краями страниц (Page Border) или диалога настроек программы временно отключены, поскольку интерфейс ещё не переписан на wxWidgets.

Направляющие, сетки и начало координат

Ещё одно бросающееся в глаза новшество — новые линейки. Кроме того, что с их помощью можно создавать и удалять направляющие (как обычно — перетаскиванием с линейки и на линейку), теперь вы ещё и можете выбирать начало координат. Для этого надо щёлкнуть значок слева вверху.

Доступно три типа начала координат: обычный печатный, при котором ноль находится в левом верхнем углу, центр страницы, а также картезианская система, при которой ноль находится в левом нижнем углу.

В программе также появилась минимальная реализация сетки — настроить пока ничего нельзя, зато её линии поддерживаются как цель привязки. Кстати, о ней…

Привязка

Пока что эта полезнейшая функция реализована с поддержкой минимального количества источников и целей прилипания: сетка, направляющие, края и центры сторон объектов и страниц.

Однако при этом команда подготовила динамические направляющие, которые вам наверняка знакомы по Adobe Illustrator, Microsoft Visio или даже нестабильной версии Scribus.

Для повседневной работы возможностей привязки всё-таки маловато. Не хватает большего количества источников и целей привязки (узлов кривых, углов прямоугольников и пр.), а ещё больше — привязки к целям до начала рисования.

Если у вас, как и у редакции «Мультимедиа в Linux», диагностирован инкскейп головного мозга в терминальной стадии, с PrintDesign вам сейчас придётся несладко. Надеемся, что разработчики найдут время заняться привязкой вплотную.

Поддержка форматов файлов

Это, пожалуй, самый странный аспект работы приложения. В мае команда sK1 перенесла код поддержки WMF из UniConvertor 1.1 в 2.0. Однако на PrintDesign это вообще никак не отразилось.

Больше того, нет улучшений и в поддержке Corel DRAW: всё так же читается лишь ограниченное количество элементов. Надо полагать, виновата здесь только высокая загруженность программистов другими задачами.

Воды слонам!

Два новых инструмента, управление страницами, улучшенная статусная строка, направляющие, сетки, минимальная реализация привязки и настраиваемое начало координат — довольно приличный прогресс для полугода работы. Особенно если учесть, что часть новшеств временно недоступна из-за очередного переписывания интерфейса.

Насколько мы можем судить, пользователи успели свыкнуться с идеей, что sK1/PrintDesign — скорее инструмент для настольного издательства, нежели чем инструмент дизайнера (хотя подобное деление вполне справедливо может показаться многим бредовой идеей).

При таком раскладе было бы логичным активировать импорт SVG, закончить инструмент Shaper, чтобы можно было редактировать кривые, и вернуть экспорт CMYK PDF. В таком случае пользователи получили бы минимально функциональный инструмент для подготовки к печати иллюстраций, созданных в Inkscape.

Но авторы редактора считают иначе. Вот как это прокомментировал Игорь Новиков:

Мы могли бы подключить к PrintDesign экспорт в PDF хоть сейчас. Но это не самая удачная идея: без готового инструмента редактирования и управления заливкой/обводкой мы не сможем интерактивно тестировать вывод. А тестирование вслепую — неприемлемая трата времени.

Команда пока не готова оценить сроки готовности конечной версии, да и мы высасывать из пальца собственные оценки тоже не хотим. Однако считаем, что вы можете составить собственное представление о том, как долго нам всем осталось ждать счастья. Поэтому вот вам всенепременные ссылки на закачку:

  • DMG для MacOS X 10.8;
  • portable для Windows;
  • пакеты DEB для Ubuntu 13.04;
  • инструкции по сборке исходного кода.

Если хотите самостоятельно следить за прогрессом проекта, можем посоветовать подписаться на страницу sK1 в Facebook.

6 Комментарии

  1. вы вот пишете что программисты заняты, это и понятно, им же кушать надо на что-то. вот и вопрос у меня, скромную финансовую благодарность проект принимает?

  2. Пользуюсь sk1 только для импорта cdr-файлов в inkscape и экспорта в pdf (у inkscape экспорт в pdf гораздо хуже работает). Редактирование предпочитаю производить в Inkscape. Но все равно желаю разработчикам самого хорошего.
    Ну и конечно, ждем PPA для пользователей Ubuntu.

  3. 2michail

    Спасибо за поддержку, но на данный момент механизмов приема пожертвований пока нет. Будет релиз — вот тогда и организуем :) Тем более, что будут видны реальные перспективы проекта.

  4. Планируется ли возможность экспорта в tif в режиме CMYK и в целом поддержка CMYKa?

    • Точный ответ вам дадут только сами разработчики. Последний раз (два месяца назад) Игорь мне говорил, что работа временно прекращена из-за проблем с банковскими расчётами в связи с обстановкой на Украине.

1 Trackback / Pingback

  1. Выпущено обновление редактора векторной графики sK1

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.