
Эндрю Прайс опубликовал новый отличный урок по Blender, где рассказал, как моделировать капли дождя, создавать реалистичную текстуру мокрого стекла и эффективно использовать размывание вне зоны резкости. Мы подготовили для вас перевод текстовой версии этого урока.
Как обычно, можно посмотреть оригинальный видеоролик с комментариями Эндрю на английском, либо прочитать перевод текстовой версии ниже.
Заодно можно сразу скачать готовый файл .blend.
Вам понадобятся следующие ресурсы:
- фотография образца капель на стекле;
- ещё одно фото капель на стекле;
- текстура мокрого от дождя окна;
- текстура SplatterColored0003.
Капли дождя
Удалите куб с лампой, добавьте плоскость и поверните её на 90° по оси X.
Поставьте камеру так, чтобы она смотрела прямо на плоскость.
Перейдите на новый слой и добавьте UV-сферу.
В режиме просмотра сбоку поверните сферу на 90°, перейдите к просмотру сверху, переключитесь в режим редактирования и выделите самую нижнюю вершину.
Используя пропорциональное редактирование (O), втяните вершину вовнутрь, чтобы создать придавленную каплю.
Переключитесь на редактор изображений UV и загрузите фото. Создайте копию капли и воспроизведите внешний вид одной из капель с образца.
Сделайте примерно 6-8 таких капель.
Выделите все капли и нажмите Ctrl+G для создания группы. В панели назовите эту группу Rain Drops.
Назначьте группе шейдер стекла (Glass) и примените его ко всем каплям.
Система частиц для капель
Создайте новую систему частиц, в качестве типа выберите Hair, включите галку Advanced:
Остальные параметры выставьте по образцу на скриншоте ниже:
Создание стекающих капель
Перейдите к слою с каплями и создайте копию первой из них.
Выделите серию вершин, расположенных сверху, как на скриншоте:
Сделайте выдавливание вверх:
Отмасштабируйте верхнюю часть так, чтобы след от капли слегка расширялся сверху вниз:
Сделайте серию циклических сечений (loop cuts, Ctrl+R) как на примере ниже. Скачайте этот референс и загрузите его в редактор изображений.
Взяв добавленное фото за образец, создайте извилистую линию, толкая и вытягивания вершины:
Чтобы получить ещё более правдоподобную загогулину, примените модификаторы Subserf и Displacement со следующими параметрами:
Поменяйте размер текстуры смещения на 0.55:
Переключитесь в режим рисования веса (weight paint) и разрисуйте след от капли красным цветом (значение 1), а саму каплю — синим (значение 0). В качестве группы смещения вершин выберите Group.
По тому же принципу создайте ещё пару вариантов капель с извилистым следом:
Сформируйте группу из этих капель и назовите её Long Drops.
Вернитесь к объекту стекла, скопируйте имеющуюся систему частиц и назовит её Long Drops.
Поменяйте следующие параметры:
Настройка сцены
Переместите камеру ближе к поверхности стекла как на примере ниже:
Назначьте плоскости материал и выберите шейдер стекла:
Добавьте круг, добавьте ему грань (F в режиме редактирования) и поместите его над стеклом:
Назначьте кругу материал Emission со следующими параметрами:
Выберите плоскость, переключитесь на режим редактирования и нажмите U для развёртки:
Перейдите в редактор нод, добавьте ноду Image Texture, загрузите скачанную текстуру и подключите её ко входу Roughness шейдера Glass.
Отлично! Вода оставляет следы!
Добавьте ещё одну ноду Image Texture и загрузите в неё эту текстуру. Соедините её с предыдущей через ноду MixRGB, где заданы следующие параметры:
Теперь добавьте ноду ColorRamp и поместите её между Multiply и более новой текстурной нодой. перетащите ползунок чёрного в центральное положение, а общий цвет поменяйте на нейтральный серый, чтобы уменьшить силу roughness.
Уже лучше!
Капельки
Для усиления эффекта тумана добавим крохотные капли.
Перейдите на слой с каплями и добавьте объект Ico Sphere (низкополигональной сферы вполне достаточно).
Переключитесь в режим редактирования и, как уже было показано раньше, втяните одну вершину.
Создайте один-два варианта:
Объедините эти капельки в группу по Ctrl+G и назовите её Tiny Droplets.
Назначьте каплям тот же материал.
Вернитесь к стеклу, перенесите параметры первой системы частиц в капли и поменяйте следующие установки:
Эта часть сцены готова.
Фоновое освещение
Теперь нужно добавить в фон размытые источники света. Для начала добавьте сферу и разместите её вдалеке от плоскости и камеры:
В качестве материала выберите Emission оранжевого цвета с силой 20.
Здорово. Сделайте ещё с полдюжины таких источников света разного размера, цвета и силы излучения:
Прямо как новогодняя гирлянда.
Финальные штрихи
Теперь самое интересное: эффект размывания вне зоны фокуса.
Добавьте пустой объект (Empty / Plain Axis) и поместите его на каплю, которая должна быть в фокусе. Назовите пустой объект Dof.
Переключитесь на камеру и выберите Dof в качестве точки фокусировки, диафрагму (Aperture) укажите равной F/Stop 1, а количество лепестков диафрагмы (Blades) укажите равным 8, чтобы получить более интересный эффект боке.
Вот и всё. При желании можно в композиторе добавить виньетирование и увеличить резкость:
Готово!
Автор: Andrew Price
Оригинал: How to Make a Rainy Window
шедевральный урок!!!
… Andrew знает как из простого сделать шедевральное …
… даже не обработанны колизии между каплями не сильно смущают …