Одна Pinta красок

Pinta

Вопреки собственным сомнениям редакция линуксграфикса обозрела выпущенную на днях первую стабильную версию лёгкого графического редактора Pinta, созданного по образу и подобию Paint.NET.

Как ни странно, буквально до недавних пор ситуация с простыми графическими редакторами в Linux была несколько удручающей. Предпринятая ранее попытка портировать на Mono известный редактор Paint.NET провалилась. Но год назад это идея получила новую жизнь в виде проекта Pinta.

Избалованная гимпом редакция линуксграфикса решила спуститься с небес на землю и обозреть, что же получилось у Джонатана Побста сотоварищи к версии 1.0.

Концепция

Поиск по черновику этого небольшого обзора показывает, что слов с корнем «прост» в нём чуть более дюжины. В основу идеи программы положена именно простота, позволяющая выполнять самое бесхитростное редактирование изображений в минимальное количество шагов. Редактор настолько прост, что у него даже нет собственного формата хранения изображений. Многослойные изображения можно сохранять разве что в OpenRaster.

При этом в отличие от того же заточенного под пиксель-арт mtPaint у Pinta есть простые инструменты цветокоррекции и в несколько раз больше эффектов, что делает его адекватным аналогом Paint.NET, с которого он, в общем-то, и срисован, вплоть до использования некоторых фрагментов исходного кода.

Инструменты

Сразу стоит отметить, что и логотип (вообще-то это значок из набора Tango для категории приложений, относящихся к графике), и название могут ввести потенциального пользователя в заблуждение. Pinta не является редактором для рисования, это скорее графический редактор общего назначения с простыми рисующими инструментами. В общем и целом, набор инструментов в Pinta вполне достаточен для простых действий.

Если говорить об инструментах выделения, помимо лассо, прямоугольного и эллиптического выделения есть волшебная палочка, работающая в двух режимах: «Смежная область» (выделяются только пикселы вокруг щелчка) и «Глобальная» (выделяются схожие пикселы во всём изображении). В отличие от того же GIMP перемещение содержимого выделения вынесено в отдельный инструмент.

Рисующих инструментов в программе минимум: сплошная и градиентная заливки, кисточка и карандаш. Карандаш всегда рисует однопиксельные линии, что обычно от него и ожидается. У кисточки же есть три изменяемых параметра: диаметр, тип и переключатель сглаживания.

Отдельно стоит отметить, что переключение между цветами переднего и заднего плана при рисовании кисточкой или карандашом в Pinta попросту не нужно. Левая клавиша мыши рисует цветом переднего плана, а правая — цветом фона. Типы кисточек вполне обычные, хотя кругами, например, можно рисовать фигуры к популярным в последнее время обоям для рабочего стола.

Градиентов в программе всего пять: три вариации линейного (обычный, отражённый и ромбовидный), радиальный и конический. Переходы возможны лишь из фонового цвета в цвет переднего плана, многоступенчатые градиенты пока не реализованы.

С инструментом ввода текста всё очень непросто: есть сильные моменты, но есть и слабые. К сильным, несомненно, относится возможность выбора стиля текста: простая заливка, заливка с обводкой по краю и контур (когда видна только обводка по краю).

Стили текста в Pinta

К слабостям реализации относится невозможность форматирования (полужирное или курсивное начертание, а также размер выбираются для всего текста) и не вполне чётко работающий ввод текста с алфавитом, отличным от латиницы. При наборе русского текста, например, курсор оказывается за несколько символов до конца фразы.

Самым же слабым моментом является невозможность повторного редактирования текста. Набранный текст «впечатывается» в текущий слой и сохраняется как растр. Поэтому если вы добавляете надпись в изображение и знаете, что потом захотите что-то поменять, добавьте новый прозрачный слой и «впечатайте» текст туда, а изображение сохраните в формат OpenRaster и только потом сохраните его в PNG или JPEG. Тогда в будущем вы сможете просто удалить слой с текстом и создать вместо него другой.

Наконец, в Pinta есть простые инструменты рисования геометрических примитивов: прямоугольник, прямоугольник с закруглёнными углами, эллипс и произвольная фигура. Для первых трёх клавиша Shift является хорошо спрятанным модификатором, включающим фиксацию соотношения сторон 1:1.

Фигуры в Pinta

Не очень понятно, зачем нужно было выделять рисование прямоугольников с закруглением в отдельный инструмент, и тем более непонятно, зачем нужен инструмент рисования произвольных фигур, которым невозможно нарисовать даже банальный многоугольник. В целом, для рисования редактируемых фигур лучше использовать редакторы векторной графики вроде Inkscape.

Цветокоррекция

В Pinta реализован минимальный набор инструментов цветокоррекции. Придумать что-то новое, чего нет в аналогичных инструментах Photoshop или GIMP, не так просто, но даже тут авторы Pinta отличились.

Кривые работают несколько непривычно: вы можете добавлять или удалять новые точки кривых, но не можете редактировать положение уже добавленных точек. Их можно только удалить и создать вместо них новые. К счастью, предпросмотр всех инструментов цветокоррекции с регуляторами выполняется прямо на холсте, иначе это было бы совсем уж контрпродуктивно.

Редактирование кривых в Pinta

Уровни оснащены двумя гистограммами: до и после изменений. Редактирование значений работает почему-то только вводом значения в крутящейся кнопке, а риски на градиентах на попытку перетаскивания не отзываются. Кроме того, отредактировать яркость и цветовые каналы раздельно за один раз невозможно. Приходится менять параметры в несколько заходов.

Редактирование уровней в Pinta

Эффект постеризации, уменьшающий количество цветов, реализован с раздельными (но по умолчанию синхронизированными) поканальными регуляторами RGB.

Постеризация в Pinta

Не удивляют лишь инструменты «Тон/насыщенность» и «Яркость/контраст»: здесь всё как обычно. Оставшиеся несколько команд не имеют никаких регуляторов: «Автокоррекция» применяет автоматически подобранные уровни цветовых каналов, «Обратить цвета» превращает позитив в негатив и наоборот, «Сепия» создаёт эффект тонирования сепией, ну а «Чёрно-белое» превращает цветное изображение в чёрно-белое.

Эффекты

На текущий момент в программе реализованы примерно три десятка эффектов, разбросанных по категориям «Искажение», «Размытие», «Рисование», «Снимок», «Стилизация», «Художественные» и «Шум». В целом их можно охарактеризовать как «всего понемногу», но при этом заметное внимание уделено эффектам, автоматизирующим прохождение популярных уроков вроде «Как превратить фотографию в карандашный набросок с помощью GIMP».

Карандашный набросок

Авторы также поддались любви к фракталам, поэтому в программе есть простые генераторы фракталов и Жюлиа, и Мандельброта:

Фрактал Мандельброта

К сожалению, любовь к популярным эффектам не слишком хорошо сказалась на уровне основных фильтров для редактирования фотографий. К примеру, фильтр повышения резкости реализован всего с одним ползунком, а фильтр, добавляющий сияние, применяет избыточно сильный эффект даже при минимальных значениях.

Локализация

Программа доступна на ни много ни мало 41 языке мира, включая русский и украинский. Для проекта, которому от силы год, это очень и очень хорошо. Русская локализация выполнена достаточно толково и нареканий почти не вызывает, разве что местами попадаются слова на английском, да некоторые фразы длинноваты.

Что понравилось

Pinta — пожалуй, первый свободный графический редактор общего назначения в Linux, на который можно без потаённого ужаса показать пальцем в разговоре с пользователями, для которых возможностей аналогов MS Paint слишком мало, а возможностей GIMP и Krita — слишком много.

Интерфейс программы настолько упрощён, что при подготовке части обзора я даже испытал тревожное чувство, что ввязался в документирование и без того очевидного. Осваиваться с программой практически не нужно.

Инструменты рисования геометрических примитивов несмотря на избыточную простоту дают вполне конкретный ответ на популярный вопрос, чем нарисовать круг или прямоугольник, не прибегая к Inkscape.

Что не понравилось

Помимо уже отмеченных выше недочётов у программы есть ряд иных проблем, которые, к сожалению, заметно мешают эффективно ею пользоваться. Самым неприятным является отсутствие вспомогательной индикации при работе на холсте. Проявляется это в двух моментах.

Во-первых, у многих инструментов попросту нет указателей мыши. Это особенно критично для кисточки и штампа, у которых может быть различный диаметр, а также для градиентной заливки, для которой не показывается начальная и конечная точки (не говоря о том, что их положение затем нельзя менять).

Во-вторых, в программе нет направляющих линий. Вместе с отсутствующими контекстными указателями мыши это превращает любое рисование в угадайку.

Несколько расстраивает отсутствие логических действий с выделениями. Это актуально не только для прямоугольного выделения, но и для волшебной палочки, которая выделяет либо одну область, либо все сразу похожие области.

Кроме того, не совсем удобно организовано управление масштабом просмотра и перемещение по изображению: нет ни привычного изменения масштаба просмотра по прокрутке колесом мыши с нажатым модификатором, ни навигации по средней клавише мыши или нажатому пробелу. При этом инструмент масштабирования просмотра работает только на увеличение, так что для уменьшения приходится пользоваться кнопкой в панели инструментов.

Нарекания вызывает и реализация интерфейса. Вы можете менять ширину правой и левой боковых панелей, но лишь для правой панели это имеет смысл: при расширении левой панели не увеличивается ни число инструментов, ни число цветов палитры в ряду. Поэтому при запуске программы на нетбуке с экраном 1024×600 вам придётся перетащить палитру вправо, чтобы видеть все цвета.

Наконец, регулятор непрозрачности слоёв спрятан в диалоге параметров текущего слоя (F4), что, на мой лично взгляд, не лучшая идея, которую можно было взять из Paint.NET. Кроме того, слои реализованы без режимов смешивания, что делает некоторые эффекты бессмысленными, а в иных (тех же «Облаках», необходимых для многих спецэффектов) приводит к локальной реализации режимов смешивания, что выглядит странно, а в конечном счёте — попросту мешает экспериментировать.

Выводы

Проект взял активный старт, и после некоторой доработки, а также запланированной реализации подключаемых внешних модулей, станет вполне адекватным повседневным редактором для решения совсем простых задач. При этом пользоваться им, в принципе, можно уже сейчас.

Определённый популизм в отношении реализуемых функций можно осуждать сколько угодно, но практика показывает, что именно этого многие пользователи от разработчиков и ждут. В целом же, с выпуском версии 1.0 авторы проекта несколько поторопились.

Составить собственное мнение о программе можно скачав готовую сборку или исходный код. Для сборки потребуется Mono.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.