MuseScore 1.0: первая официально стабильная версия

После восьми с лишним лет работы выпущена первая формально стабильная версия свободного нотного редактора MuseScore.

У открытых проектов есть странная тенденция затягивать выпуск версии с волшебным номером 1.0, под которым обычно подразумевается ярлычок «пригодно к повседневному использованию».

Авторы свободного нотного редактора MuseScore наконец взяли себя в руки, преодолели застенчивость и волевым усилием превратили версию 0.9.7 в 1.0. Скачать её можно отсюда.

Поскольку функциональных изменений по сравнению с предыдущей версией сравнительно немного, а подробно о программе на нашем сайте ещё не рассказывалось, вместо традиционного обзора изменений мы предлагаем вам небольшой обзор самой программы.

Чем хорош MuseScore

Казалось бы, недостатка в нотных редакторах, да и просто в программах для создания музыки, на рынке нет. В России традиционно сильные позиции занимают Sibelius и Finale, которые оправдывают свою стоимость, но доступны лишь профессионалам.

В то же время учащимся, по большому счёту, нужен просто удобный и дешёвый (а в идеале — бесплатный) нотный редактор, который работает в любой операционной системе. MuseScore отлично вписывается в эту нишу, поскольку функционально соответствует упрощённой версии Finale — Finale Notepad.

Итак, кратко об основных особенностях.

Многоплатформенность. Программа легко устанавливается и работает в основных современных системах: Linux, Windows, Mac OS X. Хотя других нотных редакторов для Windows предостаточно, в 2009 году именно MuseScore был выбран для предустановки на 267 тысяч нетбуков для австралийских школьников вместе с другими популярными свободными программами, такими как GeoGebra и Audacity.

Понятная концепция визуальной работы с партитурой. Многие музыканты привыкли работать с графическим представлением нот, поэтому такие по-своему прекрасные решения как LilyPond подходят не всем.

В MuseScore вы работаете с нотами как с нотами: их можно выделять и транспонировать, текстовые пометки можно перетаскивать в произвольную часть листа и форматировать и т.д.

Простой ввод нот. Партитуру можно вводить как с компьютерной, так и с MIDI-клавиатуры. По умолчанию ноты вводятся по их названиям (до по клавише C, ре по клавише D и так далее), длительность меняется цифровыми клавишами (1 для 1/64, 2 для 1/32, 3 для 1/16 и т.д.).

Все горячие клавиши подписаны в меню, так что выучить их можно очень быстро, к тому же, при необходимости горячие клавиши можно перенастроить под себя («Правка > Параметры > Клавиатурные комбинации»).

Клавиатурные комбинации в меню

Прямой доступ ко всем свойствам любого объекта. Вы можете растягивать такты, чтобы уместить либретто, менять интервал до и после нот, включать и отключать отображение штилей и менять их направление, изменять параметры любых текстовых объектов и т.д.

Стили. Вы можете глобально менять стиль партитуры («Стиль > Изменить общий стиль…») и повторно использовать созданные стили («Стиль > Загрузить/Сохранить стиль…»).

Редактор стиля

Полная нейтральность к музыкальным направлениям. Встроенная обширная база инструментов с заранее прописанными ключами позволяет писать партитуры для рок-групп, хоров, симфонических оркестров, струнных квартетов и даже оркестров, претендующих на аутентичное исполнение средневековой музыки.

Добавление инструментов

По умолчанию используется база инструментов на английском языке, что можно изменить на первой вкладке диалога настройки программы. Чтобы не добавлять инструменты каждый раз заново, можно пользоваться шаблонами.

Просто создайте новый документ с нуля, добавьте нужные инструменты и сохраните его как обычный или сжатый документ MuseScore и добавьте в папку с шаблонами (/usr/local/share/mscore-1.0/templates/ в Linux).

Произвольное размещение и форматирование текста. Текстовые и репетиционные пометки привязываются к нотам или линиям тактов и могут быть перемещены от исходной позиции: просто подцепите текст мышкой и перетащите его куда угодно.

Перетаскивание текста

По двойному щелчку текстового объекта активируется режим редактирования, а в нижней части окна появляется панель с параметрами текста: начертания, выключка, нижний и верхний индексы, гарнитура, кегль. Используемые в документе шрифты глобально меняются через диалог, вызываемый командой «Стиль > Изменить стиль текста…».

Встроенный сэмплер. Для воспроизведения нот в MuseScore встроен FluidSynth, так что вы можете использовать собственные файлы SF2 вместо компактного поставляемого в комплекте сэмпла. Поскольку FluidSynth делает чуть больше чем просто воспроизведение сэмплов и, вообще говоря, является синтезатором, вы также можете пользоваться встроенными эффектами реверберации и хора. Настраиваются они через диалог, вызываемый командой «Вид > Синтезатор».

Управление параметрами синтезатора

У пользователей Linux есть очевидное преимущество: вывод в JACK MIDI, включаемый в диалоге настройки программы («Правка > Параметры») на вкладке «I/O». В этом случае вы можете зарядить в Qsampler или Fantasia хорошие, жирные сэмплы оркестровых инструментов, скажем, из набора Vienna Symphonic Collection, и получить профессиональный звук. А можно обойтись без сэмплов и поиграть в Pianoteq, версия для Linux которого была выпущена в прошлом году.

Pianoteq в Linux

Поддержка форматов. MuseScore позволяет открывать файлы MusicXML, Capella, Overture, Band-in-a-Box и Bagpipe Music Writer. Часть этих форматов поддерживается экспериментально. Это означает, что часть данных может не открыться.

Программа может сохранять MusicXML, MIDI и PDF, а также при помощи встроенного FluidSynth создавать готовые звуковые файлы в форматах WAV, FLAC и Ogg Vorbis.

Локализация. Как вы уже поняли по скриншотам, интерфейс программы локализован. Но на русском языке доступно и руководство пользователя, которое собрано в легко печатаемый документ PDF («Справка > Локальное руководство»).

Текущую версию руководства всегда можно прочитать на сайте программы («Справка > Руководство в Сети»). Перевод руководства выполнен Константином Голубевым.

Руководство на русском

Краткая история

Проект был начат в 2002 году автором MIDI-секвенсера MusE Вернером Швеером (Werner Schweer), который решил, что раз встроенный нотный редактор в секвенсере не особенно востребован, то имеет смысл сделать его отдельной программой. Первые несколько лет MuseScore развивался несколько медленно.

В конце 2007 года проектом заинтересовались Томас Бонте (Thomas Bonte) и Николя Фроман (Nicolas Froment) из проекта Wikifonia, которые активно занялись исправлением недоделок и развитием сообщества.

В 2008 году проект начал заметно расцветать во всех отношениях, что совершенно нечаянно совпало с решением MakeMusic сделать Finale Notepad платным, вследствие чего пользователи из академической среды начали активно искать замену.

Результат можно описать так: в прошлом году проект взял планку в миллион закачек за всё время существования, что совсем неплохо для специализированного продукта, при этом в последнем квартале 2010 ежемесячное число закачек утроилось.

Объяснять растущий успех MuseScore исключительно неудачным ходом MakeMusic, конечно, не стоит. Просто перед нами отличный пример того, как нужно выстраивать работу общественного проекта.

Сфокусированность на работе с сообществом привела к тому, что программа доступна на 35 языках мира с руководством, переведённом на 16 языков. Над локализацией успело поработать примерно сто человек, а общее число участников перевалило за полторы сотни.

Команда разработчиков сейчас состоит из 12 человек, хотя основную работу выполняет по-прежнему Вернер Швеер, для которого проект за это время стал основным.

Изучение MuseScore

Несмотря на простоту работы с программой учебные материалы всё равно востребованы. Помимо официального руководства есть видеуроки, подготовленные Кэти Уордроб (Katie Wardrobe). В конце прошлого года она перенесла их на новый сайт MuseScoreTips, где она также публикует статьи. Кроме того, сейчас Кэти пишет книгу о работе в MuseScore.

MuseScoreTips

Планы на будущее

Начать следует с того, что к этой версии в течение некоторого времени будут выпускаться обновления с исправлением ошибок и доработкой локализаций. Как минимум в ближайшем обновлении будет исправленная и улучшенная русская локализация и, надеемся, обновлённый и дополненный перевод руководства. Если вы нашли какие-то ошибки, не стесняйтесь написать об этом в форуме.

Работа над следующей «большой» версией была начата ещё летом прошлого года. Из интересного можно отметить начало работы над поддержкой табулатур. Разработчики подошли к вопросу достаточно серьёзно: в следующей версии не только реализован импорт файлов Guitar Pro (GP3, GP4 и GP5), но и начата разработка собственных музыкальных шрифтов, воспроизводящих барочный, ренессансный и современный стили.

Планируется внести заметные изменения в визуальный стиль: уже доступны тёмная и светлая темы, а цветовая палитра, равно как и некоторые собственные элементы интерфейса, будет пересмотрена. Команда будет рада поработать с дизайнером, который помог бы перерисовать некоторые значки в интерфейсе.

Кроме того, внесены изменения в управление воспроизведением: можно будет загружать и использовать больше одного сэмпла SF2, а ещё для воспроизведения можно будет использовать не только Fluidsynth, но виртуальный орган Aeolus Фонса Адриенсена.

Дальнейшие планы пока размыты. Китайская программистка, реализовавшая поддержку файлов Overture, потенциально заинтересована в реализации поддержки нотной системы jianpu.

Вернер с недавних пор занимается оптическим распознаванием нот, причём кое-какой начальный код уже есть в SVN, но когда это будет завершено — станет ясно позднее.

У команды есть и более глобальные планы: освоение мобильного рынка и веб-служб. Под последним подразумевается «вывод в люди» проекта musescore.com как аналога Flickr для нотных партитур.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.