Как сделать контрастную маску в GIMP

Из этого урока вы узнаете, как создавать в GIMP контрастные маски для снимков, позволяющие в целом снизить контрастность, одновременно выводя вперёд детали в ярких областях и тенях.

Эта техника может быть полезна для получения хорошего отпечатка, поскольку динамический диапазон отпечатка меньше динамического диапазона монитора; если вы не контролируете контраст, детали в ярких участках могут потеряться, а детали в тенях могут стать грязноватыми или вовсе почернеть.

Разумеется, вы можете понизить контрастность снимка в целом, но с контрастной маской вы получите более гибкий контроль и наилучший результат.

Вот оригинал:

А вот результат обработки:

Основа техники состоит в том, чтобы создать слой над оригинальным, содержащий чёрно-белый негатив оригинала. Затем изображения совмещаются в режиме «Перекрытие» (”Overlay”): тёмные части — со светлыми, светлые — с тёмными. Всё это время оригинальное изображение остаётся нетронутым в собственном слое.

Эта техника не придумана мной. Я адаптировал её для GIMP, прочитав урок по использованию Photoshop на сайте luminous-landscape.com (кстати, прекрасный ресурс для фотографов, рекомендую).

Техника контрастной маски делает с экспозицией примерно то же, что и техники цифрового фильтра нейтральной плотности и сведённых экспозиций. Если вы считаете, что снимок недоэкспонирован или переэкспонирован, возможно, вам стоит попробовать и эти техники. У каждой из них есть свои сильные стороны. Временами контрастная маска приводит к неприемлемому искажению цвета. Пробуйте и решите сами, что лучше для каждого отдельного снимка.

Процедура

Посмотрим на исходный снимок, загруженный в GIMP.

Красные листья темноваты, что нарушает их детализацию; если эту фотографию напечатать, отпечаток будет достаточно тёмным и грязным. В то же время, у жёлтых цветов есть ярких областей с отражением, которые потеряют детализацию при печати.

Нам нужно немного осветлить тёмные участки и затемнить светлые. Иными словами, понизить контрастность.

Откройте палитру слоёв и сделайте копию текущего слоя через контекстное меню фонового слоя или нажатием кнопки внизу.

Имеет смысл дать новому слою «говорящее» имя — скажем, «Контрастная маска». Это может быть полезно, если вы будете добавлять другие слои для последующей обработки или сохраните текущий проект в собственный формат GIMP, чтобы потом можно было изменить параметры обработки.

Выберите слой «Контрастная маска». Перейдите к окну снимка и выберите пункт меню «Цвет→Обесцветить…». Слой должен стать чёрно-белым.

Теперь в том же меню выберите команду «Инвертировать». Теперь у вас чёрно-белый негатив оригинального снимка. Мы объединим его с оригиналом (т.е. светлое с тёмным, а тёмное — со светлым) для общего снижения контрастности.

Вернитесь в палитру слоёв и в раскрывающемся списке «Режим» выберите «Перекрытие». Результат может выглядеть лучше в отношении контрастности, но хуже в отношении общей резкости, поэтому его придётся доработать.

Вернитесь в окно снимка и выберите пункт меню «Фильтры→Гауссово размывание…». Для того, чтобы подобрать оптимальный результат, придётся поэкспериментировать. Обычно значение между 10 и 30 — то что надо. После размывания контрастной маски изображение выглядит заметно более резким.

Пощёлкав по пиктограмме с глазом напротив названия слоя «Контрастная маска», можно быстро сравнить вариант до и после обработки. Временно отключив показ фонового слоя можно, соответственно, посмотреть только на контрастную маску.

Итак, снова оригинальный снимок:

Он же с контрастной маской:

Результаты сравнения этой техники с привычным приёмом коррекции контраста довольно любопытны. Я пробовал корректировать контраст так, чтобы листья выглядели примерно так же, и мне кажется, что вариант с контрастной маской выглядит гораздо более привлекательно. Скажем, вот такой вариант выглядит плоско и безжизненно:

Для того чтобы понять, почему так, сравним гистограммы снимков. Верхняя гистограмма рассчитана для оригинального снимка, средняя — для снимка с контрастной маской, а нижняя — для исходного снимка c обычной коррекций контраста.

Обратите внимание на «гребёнку» по краям гистограммы для варианта с обычной коррекцией контраста, в то время как на гистограмме для снимка, обработанного техникой контрастной маски, видно, что сохранён весь масштаб.

Для того, чтобы сохранить результат в TIFF или JPEG, слои проекта GIMP придётся свести в один (если вы сохраняете проект в XCF, сведение лучше не делать). Для этого выберите в меню «Изображение» пункт «Свести изображение».

Доработка

Теперь, когда контрастная маска создана, пора скорректировать некоторые её параметры. Вот что вы можете сделать:

  • переместить ползунок «Непрозрачность» (”Opacity”) в палитре слоёв до получения желаемого уровня действия эффекта контрастной маски;
  • сделать цветокоррекцию уровнями или кривыми для выпячивания теней или дальнейшего убирания ярких областей;
  • пройтись по контрастной маске инструментом Осветлитель/Затемнитель (Dodge/Burn);
  • применить маску слоя к контрастной маске, например, если вы хотите, чтобы она действовала только на часть оригинального изображения (см. мой пример ниже).

Автор: Eric R. Jeschke
Источник: Contrast Mask
Лицензия на текст
: CC BY NC SA
Лицензия на фотографии: CC BY NC ND

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.