Выпущен OpenOctaveMidi v2011

OpenOctaveMidi Mixer

После нескольких лет работы выпущена первая стабильная версия MIDI-секвенсера OpenOctaveMidi, созданного с прицелом на создание оркестровок и саундтреков.

OpenOctaveMidi построен на основе MIDI-севенсера MusE v2. От оригинала он отличается не только редизайном, но и целым рядом доработок, включая тесную интеграцию с LinuxSampler. Всё это задумано для того, чтобы удовлетворять требованиям композиторов, пишущих оркестровки с помощью крупных коммерческих библиотек сэмплов вроде VSL.

Основные режимы работы программы

Просматривая по этому случаю почтовый архив с давно отгремевшими битвами в одном публичном списке рассылки, редакция линукссаунда выудила из него письмо от Кристофера Шеретта, одного из разработчиков OOM, в котором он написал ровно следующее:

Вы ведь знаете, что мне никогда особенно не хотелось писать софт для работы со звуком. У меня были гораздо более масштабные идеи. Просто так уж вышло, что на оркестровках жены «вешался» практически любой софт. Я попытался договориться с разработчиками, но понимания не нашёл. Пришлось взять дело в свои руки.

Само собой, редакция мёртвой хваткой вцепилась в эту цитату и раскрутила на небольшое интервью и Кристофера, и его коллегу по проекту Алекса Стоуна.

Почему всё-таки было решено начать проект? Какие ключевые требования к софту для написания оркестровок делали остальные DAW недостаточно пригодными для выполнения таких задач?

Алекс: Проект OpenOctave был начат из-за того, что в других DAW, особенно написанных для Linux, не нашлось необходимых инструментов и функций. Назову лишь некоторые:

  • Определение патчей через кейсвитчи для быстрого переключения между патчами. Для этого мы написали движок Keyswitch.
  • Привязка абсолютной каждой, без исключений, функции к заданной пользователем комбинации клавиш. Пришлось написать свой диалог настройки и основательно пропатчить исходный код MusE.
  • Управление и удобный доступ к большому числу дорожек, причём я говорю не о 20 или 30, а о 200 и 300. Мы решили эту проблему, написав диспетчер наборов дорожек Epic Views, который, к тому же, позволяет в одно действие запускать одновременную запись с указанной пользователем транспозицией.
  • Просмотр и редактирование более чем одной партии в матричном редакторе нот (pianoroll). Для этого мы написали TrackList.
  • Полнофункциональная поддержка внешних контроллеров. Эту проблему мы решили, написав движок MIDI Assign.
  • Удобно реализованный рабочий процесс, построенный на использовании банков и патчей, с поддержкой цепочек патчей. Для этого мы написали движок секвенции патчей The Conductor.
  • Диспетчер сеансов и шаблонов сеансов, полностью отвечающий современным требованиям. Мы написали OOStudio, с помощью которого можно создавать, копировать, обновлять, редактировать и удалять сеансы и шаблоны, а также запускать сеансы одним щелчком.

Этот список можно ещё долго продолжать, я лишь перечислил самые основные моменты. Даже когда мы находили нужные инструменты в других программах, эти функции обычно оказывались изолированными от всего остального, что постоянно мешало работать. Концепции работы с большими библиотеками сэмплов мы не нашли вообще нигде. Словом, в каждой программе чего-то не хватало.

The Composer

В прошлом вы успели рассмотреть возможность создания программы на базе Ardour, сделали первую работающую версию OpenOctaveMidi на основе старой версии Rosegarden, завели непродолжительную интрижку с Traverso, но в конечном счёте форкнули именно MusE. Чем объясняется ваш выбор?

Алекс: Да, мы и правда успели походить кругами. Несмотря на то, что возможностей MusE нам не хватало (особенно в части MIDI), мы увидели в этом проекте потенциал для наращивания функциональности вплоть до превращения программы в полноценную DAW. Некоторые функции MusE на тот момент работали кое-как или не работали вовсе, а к иным разработчики явно не прикасались годами. Мы внимательно на всё это посмотрели и решили, что можем заставить работать основную часть кода, а остальное напишем с нуля.

Удалось ли сделать всё запланированное?

Алекс: Да, мы подготовили всё, что собирались сделать в этой версии. Что не работало — исправили; чего не было — написали. Исходный план несколько раз пересматривался и дополнялся, но в конечном счёте он выполнен, причём ровно за отведённое на него время.

Насколько я понимаю, проект был написан фактически для одного пользователя :) Всё так и есть?

Алекс: Кристофер действительно начал работу над OOM для своей жены. Она не просто пользуется программой — фактически, она стала членом команды, чьи идеи и непосредственное участие и сделали программу такой, какой она сейчас является. Венди — очень хороший музыкант, и, в некотором смысле, совесть команды и её же противовес, необходимый в тех случаях, когда мы слишком увлекаемся частностями, забывая об общей картине.

Крис: Да, моя жена пишет музыку, и проект был начат для неё. Так что мы задействовали ресурсы компании TSI (которую основали с женой 11 лет назад) для разработки OpenOctave, чтобы дать Венди необходимые ей инструменты. Моя жена просто умопомрачительно разборчива во всём, что касается софта. Программа стала отражением её личных предпочтений, а не попыткой изобрести велосипед.

OpenOctaveMidi tracks

У этого проекта есть ещё одна подоплёка. Мы с Венди работаем над полнометражным приключенческим мультфильмом, который собираемся делать в Blender. Сейчас он на стадии предпроизводственной подготовки. Собственно производство мы планируем запустить примерно в следующем году. Для саундтрека нам и понадобился OpenOctave. Сделать этот мультфильм полностью свободными средствами стало для меня вопросом принципа.

Почему?

Крис: Если бы не опенсорс и Blender, я бы никогда не решился заниматься 3D. Мне всегда хотелось стать аниматором, но со временем эта мечта отошла на задний план. Лет семь назад я всё-таки решил посмотреть на Blender и взял отпуск на два месяца, чтобы поближе познакомиться с программой, а освоившись с ней, основательно на неё «подсел». В Blender я мог сделать практически всё, что могу себе вообразить, рассказать любую историю.

Алекс, а у тебя какой интерес в этом проекте?

Алекс: Мне нужно было примерно то же самое: отличная программа с продуманным рабочим процессом и полным набором инструментов для работы на профессиональном уровне. Чтобы можно было спокойно, изо дня в день и безо всяких сбоев писать оркестровки и музыку для кинофильмов. А это означает не просто приличную DAW, но и продуманные системные инструменты вместе с инфраструктурой.

Пока мы с Крисом не пересеклись, каждый из нас мучился в попытках создать полноценную, согласованную систему. Не думаю, что покривлю душой, если скажу, что очень немногие разработчики разделяли наши интересы.

LSmain

Тем не менее, мы встретили понимание среди авторов LinuxSampler, которые поняли наш замысел и внесли в LS необходимые нам изменения, которые, в конечном счёте, позволили Крису и мне создать совместный проект. Ведь у нас, по сути, была общая цель.

Другие необходимые инструменты не существовали, но отчаянные попытки донести мысль до авторов имеющихся программ успехом не увенчались, хотя они, в принципе, работали в одном с нами направлении. Многие предлагали нам начать собственный проект. Ну, вот мы и сделали OpenOctave.

Сколько человек сейчас в команде?

Алекс: Изначально в команде было четыре человека. Сейчас нас семеро разработчиков, занятых полностью или частично. В последнее время появляются ещё желающие поработать над проектом, так что мы можем ещё вырасти. Сообщество вокруг проекта сейчас определённо на подъёме, и у него есть свои идеи, как можно поучаствовать в проекте.

Как вы справляетесь с расходами на разработку?

Крис: Я вложил не одну тысячу долларов в этот проект через свою компанию. По последним расчётам выходило больше 25 тысяч [канадских] долларов. Я отношусь к этому проекту как к коммерческому. Сейчас мы разрабатываем схему принятия пожертвований, чтобы отбить хотя бы часть расходов, но если из этого ничего не выйдет, то и ладно — мой бизнес это как-нибудь переживёт.

С момента выпуска новой версии уже прошло несколько дней. Какова реакция пользователей?

Крис: На сайте сейчас достаточно большой трафик и пиковое количество заходов от новых пользователей за всю историю проекта. Сегодня даже пришло первое пожертвование :)

Какие проблемы собираетесь решать в следующей версии?

Алекс: Проблемы? Не думаю, что остались проблемы. Но у нас есть идеи, и мы скоро опубликуем план того, что собираемся реализовать в версии 2012.

Крис: О, да! У нас достаточно серьёзные планы на следующий год. Следите за новостями.

Алекс, специальный вопрос для русской версии интервью: как ты оказался в Москве? :)

Я приехал в Москву изучать творчество ваших классических композиторов и встретил здесь ту, которая стала моей женой. Она потрясающий человек и поддерживает меня так, как на это способны только русские женщины. Мне здесь очень нравится, а в октябре как раз седьмая годовщина свадьбы (не забыть бы про юбилей).


OpenOctaveMidi доступен в виде исходного кода на Github (репозиторий Git временно неактуален). Подробнее о сборке и установке программы можно прочитать здесь. Там же, в вики, есть вводное руководство пользователя. Обсуждение обычно ведётся на канале #openoctave (Freenode), и у проекта есть аккаунт в Twitter.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.