Ardour 4: новый интерфейс и инструменты редактирования

Пол Дэвис выпустил масштабное обновление Ardour, свободной DAW для Linux, Mac, а теперь ещё и Windows.

Что нового

Пользовательский интерфейс

Начиная с этой версии Ardour начинает уходить от использования GTK+ и везде где только можно использует библиотеку рендеринга 2D-графики Cairo, которая упрощает для проекта создание привлекательных пользовательских интерфейсов.

Пока что Ardour использует GTK+ для упаковки элементов интерфейса в окне, для диалога открытия файлов и в некоторых других случаях. Однако редактор, фейдеры, индикаторы, кнопки, раскрывающиеся списки — всё это уже использует Cairo.

SCREENSHOT

В дополнение к этому Пол наслушался жалоб на унылый вид таймлайна и добавил более живую цветовую схему для раскраски областей на дорожках.

Заметим, что всё это только начало. Впереди ещё немало интересного.

JACK, CoreAudio, ASIO

Несмотря на то, что Пол Дэвис является автором JACK и, по логике вещей, должен всячески поддерживать придуманную им архитектуру, в определённый момент он осознал, что далеко не всех JACK устраивает как видимый пользователю и требующий отдельного внимания компонент. Семь лет назад в ответ на комментарий одного из пользователе известного сайта Gearslutz он написал:

В будущем появится версия Ardour, в которую JACK будет встроен таким образом, что вам вообще не надо будет думать про запуск отдельной программы. Больше того, возможно, в этой версии мы вообще скроем способность настраивать маршрутизацию сигнала между приложениями. Конечно, жаль ограничивать возможности пользователей таким образом, но поскольку существование проекта зависит от пользователей, полагаю, это неизбежно.

Собственно, в некотором роде, это и произошло.

Во-первых, Ardour 4 отвязан от JACK на всех поддерживаемых платформах. Пользователи Windows могут по выбору использовать JACK или ASIO, пользователи Mac — JACK или CoreAudio, пользователи Linux — JACK или ALSA. В дополнение к этому в диалоге настройки звука и MIDI появилась калибровка задержки отклика для MIDI-портов:

SCREENSHOT

Редактирование MIDI

Улучшения в работе с MIDI-дорожками и областями раскиданы по разным частям интерфейса. На практике это означает, что в общем и целом работать с MIDI стало поудобнее.

Например, MIDI-события теперь не останавливаются на первом же обработчике с MIDI-входом, а проходят цепочку обработчиков насквозь (красные линии):

SCREENSHOT

Это значит, что вы можете подключить MIDI-выход дорожки обратно на клавиатуру, с которой играете, а затем в каком-нибудь эмуляторе органа setBfree поменять программу. Орган отправит управляющую команду клавиатуре, и если у неё есть моторизованные регуляторы специально под орган, эти регуляторы займут соответствующие новые положения.

Как вы вероятно знаете, Ardour не объединяет MIDI-области из-за того, что, учитывая специфику MIDI, это противоречит логике полностью недеструктивного редактирования. Зато теперь можно делать сведение (bounce) MIDI-областей.

Для удаления пробелов между соседними нотами в программе появилась команда Legatize, доступная через контекстное меню при двух и более выбранных нотах:

SCREENSHOT

Разбираясь с тем, почему при записи MIDI не фиксируется нажатие педали сустейна, Давид Робилляр «нечаянно» внёс массу улучшений в обработку, редактирование и визуализацию автоматизации. Так что если вы более-менее серьёзно пользуетесь MIDI-клавиатурой, работать вам теперь будет полегче.

Общие улучшение в редактировании и управлении

Из пока ещё не вышедшего Mixbus 3 в Ardour перенесён режим редактирования Ripple. В этом режиме всё, что вы делаете с областью или выделением, сказывается на всех областях справа от изменяемой области или выделения.

Например, вы выделили кусок записи в области и удалили его. В этом случае все области справа от текущей подтянутся влево ровно на длительность удалённого фрагмента. точно так же, если вы переместите область вправо или влево, все области справа переместятся на то же расстояние в том же направлении.

SCREENSHOT

Ещё одно полезное новшество — выстраивание областей по порядку. Если вам нужно сделать так, чтобы области, меду которыми есть интервалы, встали встык друг к другу, воспользуйтесь новой командой Region -> Position -> Sequence Regions.

SCREENSHOT

Нажатие Shift теперь ограничивает перемещением тем направлением, в котором вы начали двигать область — только по горизонтали или только по вертикали. Это особенно полезно, если при текущем масштабе просмотра проекта у вас штук двадцать дорожек, и вам не хочется, затаив дыхание, целиться в нужную.

Владельцам котов наверняка понравится функция блокирования сеанса. Если есть хоть малейшая возможность, что животное прыгнет прямо на клавиатуру и похерит ведущуюся запись, в меню File выберите команду Lock. Доступ к программе будет заблокирован без прекращения записи или воспроизведения, пока вы не нажмёте кнопку Unlock.

SCREENSHOT

Кое-что поменялось в транспорте и управлении программой:

  • петля теперь может быть режимом, а не командой (это можно настроить в диалоге конфигурирования программы);
  • при создании новой метки темпа собственно темп можно настучать мышкой по кнопке Tap tempo;
  • появилась поддержка контроллера QCon и устройств, работающих по оригинальному протоколу Mackie Control.

Надёжность

Новые фичи — это, конечно, здорово, но сложно отрицать чувство глубокого удовлетворения от фразы «наша программа при запуске занимает на 80% меньше пространства в памяти». Собственно, всё так и есть: Ardour 4 на старте использует всего 20% памяти от того, что позволял себе Ardour 3.5.

Новая версия также научилась корректно распознавать количество файлов, которое система может позволить открыть одновременно. Если вы работаете со слишком большим сеансом, Ardour предупредит вас о приключениях впереди.

Полный список изменений и улучшений вы найдёте на странице примечаний к релизу.

Финансовая сторона вопроса

Подписки стали основой финансирования работы Пола над проектом ещё в начале 2007 года. Поначалу инициатива выглядела многообещающе: в феврале 2007 года 211 человек пожертвовали $8000 на развитие проекта, т.е. каждый в среднем заплатил примерно $38.

Средний размер пожертвований со временем падал, а с начала 2014 года проект начал постоянно недобирать запрошенные $5000 в месяц. Частично это связано с «отваливанием» подписок из-за неполноценного API в PayPal. Но если вы посмотрите на статистику платежей, то увидите, что на момент публикации этой статьи в апреле 2015 года 559 пользователей дали всего $2135, т.е. примерно $3,8 в среднем.

Иными словами, сумма среднего пожертвования проекту за восемь лет уменьшилась на порядок.

За истекшие 14 лет проект частично спонсировался со стороны SAE Institute, Solid State Logic, Harrison и Waves посредством контрактов на услуги по консалтингу и разработке. Последняя компания сейчас и «подкармливает» Пола, который параллельно ведёт проект по разработке Tracks Live — закрытой DAW на основе Ardour.

Выпуск новой версии Ardour, а также появление тестовых сборок приложения для Windows могут снова подстегнуть интерес пользователей и несколько выровнять ситуацию с пожертвованиями, но говорить про это пока рано.

Статус порта на Windows

Исторически пальма первенства по раскурочиванию исходников Ardour с целью адаптации приложения к Windows принадлежит Тиму Мэйберри, который занимался этим вопросом в рамках Google Summer of Code 2006. Позднее к работе подключился Джон Эммас из компании Harrison, у которого был шкурный интерес — сделать Windows-версию Mixbus. При этом Mixbus продолжал использовать JACK для маршрутизации сигнала.

Два года назад к работе подключились программисты из киевского и израильского офисов Waves Ltd. Компании, продающей решения на базе MADI, этот проект был интересен потому, что а) Ardour может писать 128 дорожек, а некоторые популярные DAW — нет, и б) собственную DAW можно оперативно поддерживать, в то время как в случае со сторонними продуктами возникает проблема «оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас».

В итоге, Григорий Жарун и Валерий Каминский использовали библиотеку PortAudio, через которую обеспечили работу Ardour со звуковыми устройствами через ASIO. В этом им помогли Тим, Джон, а также Робин Гареус и Пол Дэвис.

SCREENSHOT

При этом Пол пока не готов официально поддерживать порт на Windows из-за того, что у проекта банально нет человеческих ресурсов, чтобы справляться с цунами из новых пользователей. Поэтому инсталлятор для Windows до поры до времени кокетливо скрыт на странице еженочных сборок, а Пол тем временем набирает команду техподдержки.

Здесь стоит упомянуть, что в еженочных сборках поменялся принцип «стимулирования» пользователей к подписке. Старый способ, «сносящий» настройки плагинов, признан вредным. Вместо этого после 10 минуты работы вывод всех дорожек и шин приглушается, а пользователю предлагается дать денег или дать ещё немного поработать. С каждым повторным выводом окна время работы уменьшается вдвое.

Минимальная цена подписки — $1 в месяц, что даже при нынешнем курсе вполне посильно любителям, не говоря уж о профессионалах.

Если вы хотите помочь Полу с поддержкой пользователей (а он в обмен на это обещает некоторые плюшки), почитайте вот эту страницу на сайте проекта, ну и действуйте, конечно.

Что дальше

Незадолго до выпуска версии 4.0 команда принялась активно готовить разные приятные доработки в отдельных ветках git. Некоторые из них даже есть в старой путевой карте — например, диалог “Сохранить как”. По этому поводу Робин Гареус говорит следующее:

Общая идея — вести разработку мелких фич в короткоживущих ветках git, чтобы основная ветка разработки всегда была стабильной.

Пол Дэвис добавляет к этому:

В ближайшем будущем мы, вероятнее всего, будем заниматься управлением медиаданными, расширять возможности микшера и в целом совершенствовать уже существующие возможности приложения.

Менее официально Пол намекнул, что в Ardour будут и далее переноситься наработки из Tracks Live. Среди таковых назывались, к примеру, сессионные маркеры MIDI, которые отправляют на внешние устройства управляющие команды для переключения банков и программ. Таким образом Ardour можно будет использовать в живых сетах и, к примеру, переключать им пресеты в гитарном процессоре по ходу выступления. Впрочем, способы применения вы и без нас сможете придумать.

Кроме того, прозвучал намёк на интерфейс с уменьшенным количеством диалоговых окон, зачатки которого сейчас есть как раз в Tracks Live. А уж пользователям Ableton и Bitwig про это и вовсе рассказывать не надо.

Скачивание

Готовые сборки вместе с исходным кодом доступны на сайте проекта. Там у вас попросят немного денег. Можете подождать обновлений в репозиториях, а можете поддержать команду — выбирать вам.

4 Комментарии

  1. Опа. Вот это здравствуйте :)
    Пропустил новость такую)
    Сейчас значительно чаще использую Bitwig Studio, но некоторые вещи в Ardour’е делать проще/комфортней/приятней. Надо будет обновиться, попутно закинув разрабам на хлеб насущный)
    Good news is good news!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.