Новая версия пакета 3D-моделирования Blender заполучила долгожданный импорт FBX, улучшения в Cycles и новые инструменты трекинга движения.
Моделирование
Мелких, но полезных изменений в иинструментах моделирования довольно много. Вот лишь некоторые из них.
Чтобы редактировать сетку было удобнее, для отдельного объекта теперь можно включить показ только лицевых линий:
Добавлен новый инструмент сечения меша по произвольной плоскости. Вот простой пример:
От Ножа новый инструмент отличается следующим:
- параметры плоскости можно править ручками, меняя числа;
- при сечении геометрию с одной из сторон можно удалять;
- при выполнении сечения можно заполнять дыры, используя материалы, UV и цвета вершин окружающей геометрии.
Также среди изменений:
- инструмент Symmetrize переписан и теперь сохраняет UV и данные сетки;
- добавлены нструменты подчистки мешей: fill holes и split non-planar faces;
- инструмент заполнения сетки научился заполнять единичную закрытую рёберную петлю, а также лучше сохранять UV и цвета вершин.
Cycles
В движке Cycles улучшено подповерхностное рассеивание: появилась поддержка рельефного текстурирования, добавлены новые варианты спадания: кубическое и гауссово. Вот пример подповерхностного рассеивания с рельефным текстурированием от ten24:
Изменения есть и в рендеринге волос:
- интерфейс параметров упрощён, ликвидирована необходимость включать галку «Experimental»;
- появилась новая нода Hair BSDF .
Вот короткий демо-ролик hair BSDF:
А также:
- новая модель небосвода Хошека/Вилки, о которой мы уже подробно рассказывали;
- новые ноды: Blackbody (конвертирование температуры в Кельвинах в RGB), Vector Transform (конвертирование вектора, точки или нормали между пространством координат мира, объекта и камеры), Combine / Separate HSV (сборка и разделение каналов HSV);
- количество сэмплов теперь можно не вбивать руками каждый раз, а сохранять как предустановки.
- параметры управления цветом теперь учитываются и во вьюпорте (нужна поддержка GLSL), а вот кривая RGB пока не применяется;
- в настройках управления цветом появилась возможность быстро применить ко всей сцене кривую отклика фотоплёнки.
Более полный список изменений в Cycles можно найти здесь.
Трекер движения
В редакторе видеоклипов и композиторе появился трекинг плоскостей, полезный для замены ровных участков поверхности вроде рекламных щитов.
Новая функция работает очень просто: в видеоклипе добавляются контрольные точки а затем по ним щелчком мыши по Create plane track создаётся отслеживаемая плоскость. Для демонстрации новой функции разработчики сняли видеоролик:
Среди прочих изменений:
- в редакторе видеоклипов появился 2D-курсор;
- появилась привязка вершин к реконструированным позициям треков;
- стало возможным создавать операторы ключевых кадров;
- заметно ускорен решатель движения камеры.
Поддержка FBX
В Blender наконец-то появился встроенный импорт файлов в формате FBX (Autodesk). Есть поддержка камер, источников освещения, мешей с UV, цветами вершин и текстурами. Пока что без каркаса и анимации.
Кэмпбелл практически не задействовал код, написанный Александром Гесслером в рамках GSoC2012, но наработки по изучению формата всё же использовал.
В релиз попали и улучшения в экспорте FBX:
- экспорт мешей выполняется быстрее, многоугольники вместо тесселяции обратываются напрямую, а сами файлы в некоторых случаях занимают меньше места;
- улучшена поддержка источников освещения, камер и материалов.
Ближайшие планы
Выпустив версию 2.69, команда уже начала готовиться к работе над 2.70. Ожидается, что подготовка первой версии в ветке 2.7х займёт не два месяца как обычно, а заметно больше. О примерных планах команды мы подробно писали ещё в июне, а теперь можно немного конкретизировать.
Сейчас работа идёт сразу в нескольких направлениях. Например, на последней встрече разработчиков было решено активизировать работу команды, занимающейся интерфейсом: назначить роли, определить задачи. Команда займётся обновлением установок по умолчанию, макетом интерфейса, вероятно, интегрирует работу Винсента Аккерманса по созданию улучшенной панели инструментов.
Кроме того, есть чисто инфраструктурные задачи: переезд на новый трекер ошибок и предложений и переход с Subversion на Git. Кстати, судя по вчерашнему письму Кэмпбелла, миграция на Git уже началась.
Ссылки для скачивания как обычно приведены на сайте проекта.
Блендер действительно отличная программа, просто как глоток воздуха для меня. Использую для монтажа видео и скажу, что она превосходит многие платные нелинейники. Спасибо!