Дэйв Кросслэнд о Crafting Type и культуре свободы в типографике

Dave Crossland о Crafting Type

Бывают ли у свободного софта для дизайнеров рекламные турне? Знакомьтесь — Crafting Type.

Этот выездной семинар сочетает в себе введение в шрифтовый дизайн с основами использования Inkscape и FontForge. Проект начался летом 2012 года в Эдмонтоне, Канада, затем доехал до Европы и с тех пор путешествует по миру.

В декабре 2012 года Crafting Type добрался до Киева и Львова, о чём Алексей Ваняшин — один из преподавателей — написал подробный отчет на английском языке. Редакция сайта «Мультимедиа в Linux» побеседовала с инициатором и руководителем Crafting Type — Дэйвом Кросслэндом.

Происхождение видов

Дэйв, есть поразительное сходство между Crafting Type и выездными семинарами OSP Constant, за исключением, разве, того, что у вас после занятий еду не готовят :) Как много CT наследует от Constant?

Работа OSP Constant для меня — источник вдохновения. Впервые я с ними сотрудничал в рамках семинара по шрифтовому дизайну в FontForge незадолго до конференции Libre Graphics Meeting 2008 в Польше.

Дэйв на семинаре в Эдмонтоне
Дэйв на семинаре в Эдмонтоне

Потом на LGM2010 в Брюсселе я работал с Людивин [Луизо], Себастьеном [Санфилиппо] и Пьером [Маршаном] над семинаром по основам шрифтового дизайна. Эти наработки легли в основу воркшопов, которые я в 2011 году проводил уже сам, преимущественно — в Аргентине.

Изначально Crafting Type был инициативой Джеффа Арчибальда (Jeff Archibald) и Кайла Фокса (Kyle Fox). Как ты с ними познакомился и включился в проект?

Кайл и Джефф — два приятеля с общей страстью к дизайну, оба живут в Эдмонтоне. Если я правильно помню, они попали на выступление Джессики Хише (Jessica Hische) о шрифтах на конференции по дизайну в Ванкувере, а послушав её, загорелись идеей провести в своей части Канады семинар по шрифтовому дизайну.

Начав искать, кто занимается подобными вещами, они сами вышли на мой сайт Understanding Fonts, где я предлагаю проводить семинары по шрифтовому дизайну в любой точке земного шара. Там же я публикую свой календарь путешествий, и так совпало, что как раз на той же неделе я проезжал Эдмонтон. Нарочно не придумаешь!

На семинаре в Эдмонтоне
На семинаре в Эдмонтоне

Так мы встретились, обсудили идею и договорились провести семинар через пару месяцев, в мой следующий приезд.

Успешно?

Джефф и Кайл проделали потрясающую работу по организации, на семинар пришло около 40 человек. Когда стало ясно, что мы набираем нужное количество участников, я попросил пару своих бывших однокурсников по Редингу о помощи. Так в проект попали Эбен Соркин (Eben Sorkin) и Октавио Пардо (Octavio Pardo).

Эбен Соркин на семинаре в Эдмонтоне
Эбен Соркин на семинаре в Эдмонтоне

Они — действительно мастера своего дела. Результаты пятидневного семинара показали, что вполне реально передать новичкам немалый опыт. Если интересно, можешь почитать отличный отчёт в блоге Джеффа об этом первом семинаре.

Кайл и Джефф всё ещё участвуют в Crafting Type?

Да, в роли консультантов.

Свобода как культурный аспект в типографике

Какую роль FontForge и другие свободные инструменты играют в типичном семинаре Crafting Type?

По сути, образованием я занялся с одной целью — продвигать идею свободной культуры в типографике. Большинство дизайнеров на самом деле ничего о ней не знают. Кто-то пользуется Firefox, многие читают Википедию, а некоторые даже в курсе про Creative Commons, но и только.

Дэйв на семинаре в Эдмонтоне
Дэйв на семинаре в Эдмонтоне

Я представляю FontForge как проект, в котором можно поучаствовать, и показываю людям, что прямо сейчас есть сотни свободных шрифтов, которые можно использовать в коммерческих целях и которые можно свободно затачивать под требования клиентов. [Дэйв является сооснователем Open Font Library и работает консультантом по шрифтовому дизайну в проекте Google Fonts — прим. ред.]

А участникам семинара аспект свободы и бесплатности FontForge вообще важен?

Не очень. Сейчас есть несколько очень дешевых редакторов шрифтов, которых новичкам более чем достаточно.

FontForge с окном метрик для Cuprum Bold
FontForge с окном метрик для Cuprum Bold

Так как для участия в семинаре достаточно любого толкового редактора шрифтов, особых требований к софту мы не предъявляем. Впрочем, уже пользующихся каким-то конкретным редактором на всю группу обычно пара человек. Большинство преодолевает начальный скепсис и прекрасно уживается с FontForge.

На что студенты чаще всего жалуются?

FontForge необходима более удачная реализация редактора кернинговых пар и более удобное проектирование гарнитур. Но мы на семинаре эти темы почти не затрагиваем.

Как много участников Crafting Type обычно уже знакомы со свободным софтом?

Очень немногие. На группу приходится несколько человек с Windows и, может быть, один человек с Linux.

Остальные — с макбуками?

Да.

Но разве куча времени в любом случае не тратится на рисование глифов на бумаге?

Не совсем, эскизами мы занимаемся только первые несколько часов. Многие дизайнеры вообще не практикуют создание набросков карандашом, но я считаю этот подход самым быстрым способом визуально ухватить и развить идею.

По твоим наблюдениям, разговоры о свободе дают ощутимый результат?

Один мой друг, историк по профессии, как-то спросил меня, считаю ли я реалистичным добиться эффективных социальных перемен изнутри системы. С мой точки зрения — может быть, ничего и не выйдет, но попробовать интересно.

На семинаре в Эдмонтоне
На семинаре в Эдмонтоне

Проведу небольшую историческую параллель. В 16 веке Голландия вступила в затяжную войну за независимость от Испанской империи, и главный «террорист» [Вильгельм I Оранский, прим. ред.] сказал примерно то же: «Для предпринятия действий надежда не нужна, а вероятность успеха никак не сказывается на упорстве». Имея перед собой чёткую цель и будучи при этом внутренне свободными от исхода, голландцы в конечном счёте добились желанной независимости. У них это заняло 80 лет.

Я не знаю, имеет ли движение свободного программного обеспечения важное значение. Прошло уже 30 лет: станет ли всё ПО свободным через 50 лет? Честно говоря, я об этом даже не думаю.

На семинаре в Эдмонтоне
На семинаре в Эдмонтоне

Зато могу привести конкретный пример результативности. Дэвис Левин, один из участников семинара в Эдмонтоне, работал над проектом шрифта для слогового письма канадских аборигенов. Он до того не слышал о свободной культуре и с семинара вышел с массой идей о том, как свободные шрифты могут помочь коренным народам в Канаде. В Интернете пока нет информации о его проекте, но ты уже можешь увидеть упоминание FontForge в его резюме.

Сколько бывших студентов впоследствии обращалось к вам, чтобы показать какие-то свои работы?

Буквально несколько. Все инструкторы постоянно заняты своими делами, поэтому контакт со студентами особенно не поддерживается.

Результаты студентов, участвовавших в киевском семинаре Crafting Type
Результаты студентов, участвовавших в киевском семинаре

На твой взгляд, стоит ли ожидать, что в будущем Crafting Type будет сотрудничать с онлайновыми проектами вроде Coursera?

Я активно над этим работаю. Во-первых, готовится новый веб-сайт FontForge. Во-вторых, уже запущен сайт Design With Fontforge, который стал возможен благодаря спринту FLOSS Manuals, организованному вместе с Google в декабре 2012 года.

Октавио Пардо на семинаре в Эдмонтоне
Октавио Пардо на семинаре в Эдмонтоне

Семинары помогают нам понять, какие методики лучше всего работают при обучении шрифтовому дизайну. Я надеюсь выявить при этом специфичные для FontForge моменты и перенести их на сайт Design With FontForge, а информацию более общего типа публиковать в рамках проекта OERT, который ведётся специалистами по типографике из Университета Буэнос-Айреса.

А Crafting Type тем временем будет колесить по земному шару?

Эбен живёт в Бостоне, Октавио — в Испании, Верн — в Лос-Анджелесе, Алексей — на Украине и в России, Томас Финни — в Портленде. Если кто-то хочет присоединиться к команде и провести семинар в своем городе, я буду рад это обсудить!


Следующий семинар Crafting Type пройдёт 19—21 сентября в Сиэттле.

Фотографии сделаны Робом и Лорен Лим, а также сотрудниками Школы визуальных коммуникаций в Киеве.