Commons Machinery: ваше имя в титрах

commons machinery

Хорошо ли софт справляется с корректным указанием участников кинопроекта в титрах? Что можно улучшить?

На днях у нас состоялся предварительной показ нового эпизода мультфильма «Приключения Бориса Мюнхгаузена». Этот мультфильм в течении этого года делали ученики нашей студии анимации. Показ проходил при немалом скоплении народа в рамках местной научно-технической конференции.

После показа ко мне подошла участница проекта Настя: «Константин Игоревич, я тут заметила, что вы меня в титрах не указали, а я ведь над сценарием тоже работала…». Мы посмотрели – и действительно, имени Насти нет. Конечно, тут же поправили. Хорошо, что это лишь предварительный показ.

Настя не обижается — она знает, что я перед этим всю ночь доделывал монтаж и поэтому вполне понятно мог допустить такую оплошность. Но Настя работала над мультфильмом, и, конечно видеть своё имя в титрах для неё важно.

Рутина производства

К сожалению, так происходит довольно часто. Как правило, мы все силы бросаем на сам мультфильм, и титры у нас часто делаются в самый последний момент. Иногда просто требуется время, чтобы вспомнить всех, кто приложил свою руку к процессу — нет-нет, да кого-нибудь забудешь.

Конечно, обычно стараешься вести список участников, но это не всегда помогает: иногда придёт кто-то, что-нибудь нарисует, и не совсем понятно — пойдёт это в мультфильм или нет. А там глядишь и человек пропал – не появляется больше. И пока до финального монтажа дело не дойдёт, то и не разберёшь, чью работу включили, а чью — нет.

Со звуковыми эффектами тоже хватает мороки. Мы их берём с замечательного ресурса Freesound.org совершенно бесплатно, но в соответствии с лицензией обязательно должны указать в титрах автора каждого звукового эффекта. А со звуковыми эффектами мы тоже, понятное дело, играемся до самого последнего момента – какие-то добавляем, какие-то убираем. Вот и приходится в самом конце сидеть и тралить весь проект, составлять список. И на это уходит уйма времени.

Типичный монтаж звуковой дорожки для анимационной короткометражки в Ardour.
Типичный монтаж звуковой дорожки для анимационной короткометражки в Ardour. Звуковых эффектов здесь не так много, но всё равно есть с чем повозиться.

Та же самая ситуация с 3D-моделями (когда мы делали Morevna Project, у нас над одной моделью часто работало несколько разных людей, а некоторые модели мы брали с BlendSwap.com), музыкой (конечно, если вы не можете позволить себе композитора), фотографиями (да, мы их тоже используем). Список можно продолжать. Плюс добавьте проверку правильности написания имён и фамилий.

Таким образом, грамотное составление титров требует определённой дисциплины и времени — будьте готовы потратить на это дополнительно несколько часов рабочего времени (которых у вас как правило нет, когда сроки поджимают). Это, конечно, напрягает.

Commons Machinery

Мне всегда хотелось каким-то образом автоматизировать этот процесс, и недавно мне стало известно о инициативе Commons Machinery.

Идея проекта очень проста — разработать технологию, в соответствии с которой все данные об авторе хранились бы в самом файле в виде метаданных. Для этого, с одной стороны — необходимо разработать стандарт (формат) хранения этой информации, а с другой стороны — обеспечить поддержку этого стандарта на уровне программного обеспечения. Поддержка на уровне программного обеспечения также включает две компоненты: это запись метаданных и их утилизация.

Идея проста по сути, но далеко не по реализации. Я постараюсь раскрыть это ниже.

Запись и сохранение метаданных

Представьте ситуацию: при отгрузке фотографий с фотоаппарата программа предлагала бы автоматически прописать информацию об авторстве в отгружаемых файлах (конечно, в идеале я бы хотел иметь фотоаппарат, который сам прописывал бы имя о владельце в метаданные файлов, но боюсь, что нужно придерживаться реалистичного взгляда на вещи). Аналогично при создании нового файла анимации или трёхмерной сцены ваше имя могло бы автоматически записываться в файле, а при рендеринге картинки эта информация автоматически копировалась бы в файл получившегося изображения. Всё это — запись метаданных.

Очевидно, у одного файла авторов может быть несколько. Представим, что пользователь открывает в GIMP изображение, полученное от другого человека, вносит правки и сохраняет. Очевидно, что уровень правок может быть различным — от банального кадрирования до серьёзных модификаций, которые приближают уровень вклада пользователя к уровню автора (или выше).

На мой взгляд, на программном уровне невозможно дать оценку значимости модификаций, но ничто не мешает возложить эту ответственность на самого пользователя. Поэтому при сохранении можно предоставить диалог с предложением добавить имя пользователя в список авторов. Нечто подобное реализовано в редакторах шрифтов вроде FontForge, где предлагается заполнить так называемый FONTLOG: список изменений, внесённых в шрифт.

Таким образом, запись метаданных включает не только инициализацию изначальных данных, но и её сохранение (репликацию) при модификациях. Это критически важно, поскольку в реальной жизни сервисы вроде Twitter, Facebook и Flickr «срезают» информацию с файлов. Разработчики Commons Machinery намерены уделить особое внимание этому вопросу.

Также не будем забывать о такой штуке, как буфер обмена. Вместе с основной информацией, передаваемой через буфер, должна копироваться информация об авторе, и тут мы натыкаемся на ту же проблему определения уровня значимости — насколько важна копируемая информация чтобы определить включать информацию об авторстве или нет?

Пользователь может скопировать кусок градиента, который особой ценности не представляет, а может взять важный фрагмент фотографии. Спрашивать каждый раз — не вариант, ведь пользователь убьётся об стену, если при каждом нажатии Ctrl+V ему придётся отвечать на философские вопросы о значимости вставляемой информации.

Лично я предпочёл бы иметь в программе что-то вроде «листа заимствований», который хранил бы список авторов и связанных с ними фрагментов в виде миниатюр. К такому списку можно было бы обратиться в любое удобное время и отметить значимые пункты, дополнив тем самым список авторов основного документа. Хотя, может быть, тут я уже слишком глубоко копаю…

Утилизация метаданных

Утилизация метаданных означает что они должны вовремя появляться там, где должны. Это может иметь самые разные проявления. Например, разработчики Commons Machinery в качестве одного из первых прототипов планируют реализовать плагин для WordPress, который автоматически добавлял бы информацию об авторе в виде подписи к изображению. Помню, сколько времени я потратил на то, чтобы правильно подписать все фотографии в своём отчёте об LGM, поэтому я прекрасно понимаю такую расстановку приоритетов.

Давайте вернёмся к изначальной проблеме, с которой я начал эту статью. Утилизация метаданных могла бы реализована в виде автоматической генерации титров. Мы используем специальный скрипт под названием Remake для автоматического рендеринга всех файлов проекта. Он выполняет анализ зависимостей всех файлов и попутно вполне мог бы извлекать данные об авторах, генерируя соответствующий список.

Работа над титрами в Synfig Studio
Работа над титрами в Synfig Studio

Конечно, такой список требует последующей обработки, так как программа не в состоянии расставить приоритет значимости вклада для каждого участника. Но по крайней мере, он может служить основой для надстройки сверху соответствующего интерфейса, позволяющего расставить приоритеты и сформировать финальный текст.

Вполне логично, что кроме информации об авторе файл также может содержать и лицензию, что позволит сразу определять легальность его использования. На уровне утилизации это может проявляться в том, что программа автоматически будет выдавать предупреждение при попытке использовать файл, если его лицензия не совместима с лицензией основного документа. Думаю, фантазировать на эту тему можно ещё очень долго.

Почему это важно

Здесь я собирался написать о том, почему это может быть важно для кого-то ещё, кроме людей, вынужденных заниматься рутиной оформления титров при производстве анимации. Но думаю, что из моих рассуждений выше всё уже достаточно ясно.

Неважно, выкладываете вы модель на BlendSwap, фотографию на Flickr или трек на Jamendo – если вы указываете лицензию выше чем CC-Zero (Public Domain), вполне очевидно, что вы рассчитываете на упоминание как автора работы при её использовании.

Большинство моих друзей-фотографов не против публикации их работ до тех пор, пока их имя будет указано рядом с фотографией. Это — правило хорошего тона для тех, кто использует чужой контент, и это — репутация тех, кто этот контент производит. К сожалению, на сегодняшний день соблюдение этого необходимого этикета связано с некоторыми сложностями.

Выше я позволил себе немного пофантазировать на тему, как это может быть. Возможно, моё видение в чём-то расходится с видением разработчиков технологии, но чутьё мне подсказывает, что не сильно. К тому же, разве наши фантазии не определяют наше будущее?

Что можно сделать уже сейчас

Проект Commons Machinery ещё только делает свои первые шаги и ему предстоит длинный путь. До тех пор, пока не будет разработан стандарт и первые прототипы, говорить о его реализации в приложениях ещё очень и очень рано. Тем не менее, уже сейчас есть способы помочь развитию проекта и ускорить процесс его разработки.

  • Расскажите друзьям о существовании Commons Machinery и их целях. Осознание проблемы — первый шаг на пути к её решению. Многие люди просто привыкли к тому, что им приходится тратить уйму времени на подписывание фотографий (если они вообще этим озадачиваются), и не представляют, что всё может быть иначе.
  • Студенты могут принять участие в проекте, использовав Commons Machinery как основу для научного исследования (см. приглашение для студентов).
  • Заинтересованные разработчики могут принять участие в обсуждении стандарта в списке рассылки Creative Commons for Developers. Стоит поговорить с авторами вашего любимого приложения для создания контента. Например, элементы концепции Commons Machinery в этом году уже предлагались к реализации потенциальным студентом Inkscape в рамках программы Google Summer of Code.
  • Вы можете подержать проект через кампанию на IndieGoGo. Там же можно больше узнать о проекте.

Очевидно, что реализация идей Commons Machinery связана с решением ряда нетривиальных проблем. Но замечу, что Commons Machinery — это не какая-нибудь «левая» инициатива. Проект поддерживается Shuttleworth Foundation, а инициатор проекта, Юнас Эберг (Jonas Öberg), в прошлом известен как вице-президент Free Software Foundation Europe и региональный координатор Creative Commons в Европе.

Так что я возлагаю большие надежды на то, что рано или поздно эта технология войдёт в нашу жизнь. Вопрос лишь в том, как скоро.

1 Trackback / Pingback

  1. Перенос метаданных об авторстве: мощное колдунство за работой

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.