Освобождение FreeHand: история неудавшегося возмездия

Когда разработчик софта отказывается от одного из своих продуктов, многие пользователи находят замену и продолжают спокойно работать. Многие, но не все. В 2011 году группа пользователей Macromedia FreeHand подала иск против Adobe с требованием опубликовать исходный код приложения. Недавно эта история завершилась.

Когда динозавры правили миром…

История странной привязанности Adobe к FreeHand началась ещё во времена, когда была жива компания Altsys. В 1988 году её специалисты создали редактор векторной графики Virtuoso. Этот продукт был лицензирован компанией Aldus, которая выпустила его под названием FreeHand.

Adobe попыталась получить контроль над FreeHand ещё в 1994 году в ходе приобретения Aldus. Услышав о планах слияния, Altsys подала в суд на Aldus, обвинив компанию в «на первый взгляд, нарушении пункта в лицензионном соглашении FreeHand об отказе от конкуренции». По итогам разбирательства Федеральная комиссия по торговле объявила десятилетний мораторий на приобретение FreeHand компанией Adobe, так что все права вернулись к Altsys. Впрочем, ненадолго.

В том же году Altsys была приобретена компанией Macromedia. Новый владелец продолжил развитие FreeHand и даже снизил цену на продукт на $100.

FreeHand на Mac

FreeHand на Mac, скриншот Анджело Ла Барберы, CC BY SA

Однако Macromedia была поглощена Adobe ровно 10 лет спустя: о слиянии было объявлено в апреле 2005 года, а завершилось оно в декабре 2005 года. Так Adobe, наконец, добралась до активов FreeHand. Но было ли это так важно?

К моменту слияния компаний Adobe Illustrator уже занимал лидирующие позиции на рынке. В отличие от компании Autodesk, совет директоров которой так радостно скупает конкурирующие пакеты 3D-моделирования и анимации, у Adobe явно не было стимула поддерживать оба продукта.

Поэтому хотя компания и объявила о том, что будет поддерживать FreeHand и развивать его по итогам общения с пользователями, годом позже было объявлено о прекращении обслуживания продукта.

FreeHand v11 работает на Windows 8

FreeHand v11 работает на Windows 8, но не на последних версиях OSX

Вероятно, это не было большим сюрпризом для информированных пользователей, учитывая, что незадолго до приобретения Macromedia компания Adobe убила один из своих продуктов, PageMill, получив затем Dreamweaver. Однако возмущения это не убавило.

Когда разработка свободного ПО идёт поперёк горла его пользователям, обычно дело ограничивается бурлениями на форумах, а изредка — форками. Ближайшие примеры — GNOME 3 и GIMP 2.8.

Но в мире коммерческого программного обеспечения случаются вещи и побезумнее.

Немного среднековья

В 2009 году группа пользователей FreeHand во главе с Томасом Хюрлиманном, Джейбзом Палмером и Марком Джелотте создала организацию Free FreeHand («Освободим FreeHand»). От лица организации они попытались вступить в диалог с Adobe, чтобы вернуть проект к жизни. Одновременно они постарались привлечь внимание общественности и СМИ к проблеме. В некоторых случаях это вышло им боком.

В феврале 2011 года созданный Томасом аккаунт Freefreehand в Википедии был навечно забанен администрацией за нецелевое использование. По мнению администрации популярной энциклопедии, Томас использовал его, чтобы продвигать интересы организации.

Поскольку попытки найти общий язык с Adobe ни к чему не привели, в мае 2011 года от имени Джейбза Палмера и других участников организация подала гражданскую антимонопольную жалобу против Adobe Systems, Inc. Обвинения сводились к следующему:

  • Adobe осознанно монополизировала рынок векторных графических редакторов на Mac и значительно сократила конкуренцию на Windows.
  • Adobe прекратила поддержку и развитие FreeHand, направив клиентов в сторону Illustrator и недопустимо повысив цену на этот продукт (в два шага).

Дело разбиралось никем иным как судьёй Люси Кох, которую в последнее время склоняют во всех падежах в связи с другим иском, по итогам рассмотрения которого компания Samsung должна компании Apple ни много ни мало 1,05 миллиардов долларов. Хотя многих, конечно, больше заботит вопрос, кому теперь принадлежат права на закруглённые прямоугольники.

В отличие от многих скучных судебных исков о патентах и монополизации отрасли, документы судебного разбирательства в случае с Free FreeHand и Adobe оказались весьма поучительным и развлекательным чтением.

Сказать, что письменные претензии к Adobe были высказаны весьма красноречиво, было бы всё равно что назвать водопад Виктория ручейком, льющимся с камня. Примерное представление можно составить по следующей цитате из искового заявления:

До приобретения FreeHand был активно развивающимся и поддерживаемым программным обеспечением, живым и дышащим продуктом. После приобретения Adobe, по сути, искалечила и убила FreeHand, обглодав его кости в поисках, что бы такого из функций включить в Illustrator.

Были и другие интересные заявления, сделанные в отношении FreeHand, например:

В настоящее время нет близких аналогов этого профессионального ПО для иллюстраторов.

Абсолютистский характер заявлений отлично согласовывается с некоторыми утверждениями, сделанными пользователями FreeHand в форуме Adobe и на иных площадках. Вот достаточно характерный пример:

Freehand — это мой инструмент как художника. Я буду обходить ограничения в совместимости платформ, пока не выйду на пенсию, а этому не бывать.

Кроме того, чтобы добавить веса обвинению в монополизации рынка, подавшие иск одним махом причислили к классу ПО для энтузиастов почти все остальные продукты, существующие на рынке.

Так, в отношении Xara X (среди прочих) было сказано, что это продукт не для профессионалов, поскольку он не обладает такими функциями, как:

  • сохранение цветоделённых растровых изображений;
  • сохранение файлов, пригодных для коммерческой печати;
  • способность обмениваться данными с другими приложениями коммерческого уровня.

Эти утверждения в отношении Xara X являются безусловно верными, если не принимать во внимание одну деталь. Конкретно эта версия продукта была выпущена в 2004 году. Первая версия Xara Designer (на тот момент — Xara Xtreme Pro), умеющая экспортировать цветоделённые файлы (как растр, так и PDF) и поддерживающая файлы PSD, была выпущена в 2006 году, т.е. за пять лет до подачи иска.

Среди прочих индикаторов, свидетельствующих о недостаточно профессиональном уровне перечисленного ПО, в исковом заявлении назывались:

  • слишком низкая цена;
  • якобы, отсутствие многостраничности;
  • якобы, невозможность оперировать данными в EPS и PDF;
  • якобы, отсутствие технической поддержки;
  • якобы, невозможность перенести данные в редактор растровой графики, а затем — в пакет вёрстки.

Большинство материалов дела доступны на docs.justia.com. Вот два документа, которые представляются нам самыми интересными:

  1. Исковая заявка: “Class action complaint and demand for jury trial”. Подана и зарегистрирована 3 мая 2011 года.
  2. Предварительные итоги судебных слушаний: “Order by Hon. Lucy H. Koh granting in part and denying in part 20 Motion to Dismiss”, зафиксировано 10 февраля 2012 года.

Несмотря на то, что компании Adobe не удалось отклонить существенную часть требований, они выиграли в главном: исходный код остался у компании. В мае 2012 года обе стороны перешли к процедуре примирения сторон, после чего дело было прекращено.

Хотя точные условия примирения пока не могут быть названы, известно, что члены организации Free FreeHand (более 6500 человек) получили скидку неизвестного размера на неназванные продукты Adobe.

Компания Adobe также дала понять, что намерена работать с сообществом, чтобы выяснить, насколько возможна реализация его запросов в Adobe Illustrator.

После принятия этого решения сайт Free Freehand был переименован в FreeHand Forum, и основное внимание организации переключилось на новую стратегию.

Новый план

В конце 2011 года, задолго до того, как сражение было проиграно, лидеры Free FreeHand начали рассматривать другие варианты решения проблемы и разговаривать с разработчиками разных редакторов векторной графики. В целом, их интересовало, можно ли сделать существующие редакторы больше похожими на FreeHand.

Очевидно, что когда стороны перешли к процедуре примирения, уже было известно, что остаётся лишь работать с другим разработчиком ПО. Лидеры Free FreeHand проанализировали доступные варианты (в том числе Inkscape и sK1) и решили работать с немецкой компанией Quasado. К тому моменту Quasado уже работала над Expressive — редактором векторной графики по мотивам FreeHand. Официально о совместных планах было объявлено в июле этого года.

Несколько недель спустя Quasado переименовали Expressive в Stagestack, чтобы избежать возможного конфликта с Microsoft Expression, хотя Quasado якобы уже владели торговой маркой «Expressive» задолго до того, как компания Microsoft приобрела Creature House Expression.

Сообществу Free FreeHand не понравилось новое название, так что был проведён опрос: какие иные варианты нравятся пользователям больше. Несмотря на явную победу OpenHand, о новом наименовании проекта пока не было объявлено.

Развитие Stagestack сейчас (по крайней мере, частично) финансируется сообществом. За основу модели финансирования, по всей видимости, взят Kickstarter. Компания, однако, намерена продавать лицензии и сделать программное обеспечение доступным для пользователей Windows, Linux и Mac.

Stagestack всё еще находится в зачаточном состоянии: работают только некоторые основные функции, графический интерфейс весьма минималистичен. На текущий момент продемонстрированы версии для Windows и Mac.

Между тем, в Quasado подумывают уже в конце этого года провести в Европе конференцию для сообщества.

В конечном счёте, однако, сообщество Free FreeHand променяло один закрытый продукт на другой.

Что всё это означает для пользователей свободного ПО?

Массовый отток пользователей FreeHand в сторону свободного ПО, по всей видимости, так и не произошёл. К примеру, в трекере Inkscape почти нет запросов, связанных с FreeHand. При этом найти в Интернете упоминания клавиатурной схемы Inkscape «под FreeHand» практически нереально, хотя она существует уже шесть лет.

Если говорить о Stagestack, трудно предсказать, как наличие коммерческого редактора векторной графики повлияет на свободные редакторы, особенно те, которые в первую очередь пишутся для пользователей Linux. В конце концов, не так много активно развивающихся приложений поддерживает CMYK и плашечные цвета, что для некоторых является решающим фактором.

На сегодняшний день, лидеры проекта Inkscape категорически против платной разработки, в то время как разработка Stagestack финансово поддерживается. В то же время разработчик PrintDesign (ранее sK1) не имеет ничего против того, чтобы писать код за деньги, но при этом он в проекте сам по себе, а это не слишком надёжное капиталовложение.

Ещё одним важным моментом является поддержка файлов FreeHand. Разработчики из Quasado оставили эту задачу на последний этап реализации проекта, а ведь они даже ещё не расправились с первым. Может быть, хотя бы тут свободное программное обеспечение отличится?

Своим мнением на этот счёт поделился Валя Филиппов, один из участников команды re-lab, выполнившей заметную часть работы по реверс-инжинерингу файлов Microsoft Visio, Corel DRAW и Microsoft Publisher.

Первая версия анализатора файлов FH была написана ещё в 2007 году. «Более-менее уверенно анализатор читает версии 10 и 11, на девятой сейчас спотыкается, но это исправимо обозримыми усилиями,» — говорит Валя — «Восьмая и более старые версии пока что практически не поддерживаются, но верхний слой версий 5,7,8 понятен, так что сложнопрогнозируемыми усилиями разобрать их можно».

Основная проблема с разбором файлов FH заключается в их устройстве. Валя поясняет: «Изнутри файл FH выглядит примерно так: имеется большой блоб и «содержание» этого блоба в виде перечисления строковых идентификаторов, находящихся в блобе записей. Эти текстовые идентификаторы не содержат никаких указаний на то, каков собственно формат этих записей. Соответствующие записи могут быть постоянной (в т.ч. нулевой) или переменной длины. В некоторых случаях длина всей структуры определяется сочетанием битовых флагов или зависит от нескольких значений».

Таким образом, если анализатору попадается ранее не встречавшаяся запись, то не существует способа предсказать, какого размера блок данных необходимо прочитать или пропустить в блобе. Пропуск какого-нибудь произвольного числа байт рано или поздно приводит к попытке прочитать известную переменную запись с неправильного места и выходу за границы блоба.

Всё это делает чтение файлов FH крайне затруднительным. Существующий простой конвертер файлов FH в SVG работает настолько плохо, что его код даже не был опубликован.

По мнению Вали, есть несколько путей решения этой проблемы, и все они сводятся к реверс-инженерингу на полный рабочий день:

  • проект Google Summer of Code;
  • финансирование разработки через Kickstarter или аналогичный сервис;
  • контракт с разработчиками из LibreOffice, которые уже написали libvisio, libmspub и libcdr.

Конечно, есть некоторая вероятность того, что Free FreeHand смогут добиться от Adobe обнародования спецификации на форматы FH. Мы бы с интересом послушали руководителей организации, но на запросы они так и не ответили.

Попытка освободить FreeHand не удалась, но для созданных в нём файлов ещё не всё потеряно. Произойдет это с помощью Quasado или же без них, покажет время.

1 Trackback / Pingback

  1. Редактор векторной графики Gravit стал открытым

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.