Мне уже давно хотелось поговорить с Эриком Прево aka Kaeltyk, за работами которого я начал следить ещё до того, как он увлёкся Mandelbulber и трёхмерными фракталами. А идеи, как вы знаете, надо реализовывать.
Эрик, судя по некоторым твоим комментариям на DeviantArt, ты профессионал в CG. Это действительно так? Фракталы для тебя — просто хобби или же нечто большее?
У меня действительно многое связано с компьютерной графикой. Первым, что я в своё время сделал, были процедурные текстуры 40×40, созданные с помощью Apple ][ — мой первый опыт и в графике, и в программировании. Фракталами я увлёкся чуть позже, когда на Atari 520st появились первые реализации систем Мандельброта и Жюлиа. Чуть позже я заинтересовался POV-Ray.
Благодаря POV-Ray и изучению CAD/CAM я получил работу по созданию трёхмерных моделей в компании, производившей видеоигры. С того момента прошло много времени, и сейчас моя работа с графикой напрямую не связана (я занимаюсь программированием геймплея), но я по-прежнему слежу за новинками в области CG и, в частности, фракталов.
Несмотря на длительные перерывы в использовании такого софта я не утратил интереса к теме, и если бы пришлось выбирать, какое одно хобби оставить, возможно это были бы как раз фракталы!
Фракталы и генеративная графика в целом считаются скорее экспериментальным направлением в искусстве. Ты с этим согласен? Не кажется ли тебе, что они заслуживают несколько большего внимания?
Для меня это именно экспериментальное искусство, что лишний раз доказывается появлением трёхмерных фракталов. Развитие этого направления возможно лишь благодаря людям, которые говорят: «Ну-ка, а что будет, если я попробую вот это?». Тут есть два общих сценария: можно исследовать все возможности той или иной формулы, а можно придумывать и изучать всё новое. Мне ближе как раз второй вариант.
Но это лично моё видение фракталов, потому что я скорее исследователь. Есть художники, которые специализируются на определённых стилях, и для них эксперименты не так важны, как доскональное знание софта.
Что касается внимания к направлению, нет — я не считаю, что ему уделяется слишком мало внимания. Некоторые достаточно известные художники-фракталисты ездят с выставками по всему миру, и если я этим не занимаюсь, то лишь потому, что считаю это своим хобби (так же, как игру на бас-гитаре и каллиграфию) и не трачу время на собственное продвижение. Если бы мне кто-то предложил поучаствовать в выставке, возможно, я стал бы считать себя художником. В общем-то, это касается и других людей, которые даже при наличии таланта сознательно не пытаются превратить хобби в работу.
Когда ты начинаешь работать с некоторой формулой или комбинацией формул, у тебя обычно уже есть в голове примерная картинка того, что ты хочешь получить, или же это чистая импровизация? Насколько я могу судить, ты достаточно далеко уходишь от дефолтных настроек и довольно много работаешь с трансформациями.
На самом деле, я считаю себя «мышевозилой». Многие художники-фракталисты презирают таких как я. Но красоты ради это можно назвать импровизацией :) Или даже исследованием.
Проще всего здесь будет провести аналогию с фотографией. Представь себе фотографа, который перемещается по известным ему локациям и постепенно осваивает соседние, ранее неизвестные. Какие-то из его снимков будут интересными, иные — ерундой. Но какие-то из только что освоенных локаций могут стать отправной точкой для нового путешествия. Точно так же мне нравится пробовать все кнопки и находить что-то новое, постепенно осваивая софт.
Кто-то предпочитает полагаться на уже знакомые вещи, мне же нравится исследовать неведомое. Разумеется, я иногда возвращаюсь к старым «снимкам», если чувствую, что их можно улучшить. А иногда я заведомо ставлю себе задачу сделать что-то интересное с ограниченными ресурсами/формулами. Возможно, именно поэтому я не вижу в своей галерее некоего характерного почерка, свойственного работам других художников.
Я заметил, что у твоих работ достаточно продуманная цветовая палитра. Ты загружаешь палитры из собственных растровых картинок?
Да, в абсолютном большинстве случаев я стараюсь пользоваться собственными палитрами, даже когда мне нравятся некоторые готовые из комплекта софта. Мой предыдущий опыт работы в CG сделал меня достаточно требовательным к освещению и раскраске, а приобретённый опыт позволяет достаточно легко разбираться с тем, как работают параметры освещения в том или ином софте. Так что я обычно очень быстро получаю нужный мне результат.
Софт для генерирования фракталов обычно сложен и часто «козыряет» продвинутой математической терминологией (Mandelbulber тут виновен по всем статьям). Ты не считаешь, что это может отталкивать потенциальных пользователей? Что бы ты посоветовал тем, кто интересуется этой темой, но боится, что не осилит её?
О, на изучение фракталов уходит огромное количество времени! Я, конечно, имею в виду изучение с нуля. Лично я не меньше полугода ковырялся с доработкой случайно сгенерированных фракталов в Apophysis, задавая трансформации и мутируя их, и только потом начал создавать свои работы с нуля.
К сегодняшнему дню из-за увлечения более новыми программами я успел подрастерять часть навыков работы с Apophysis, XenoDream знаю разве что наполовину, а UltraFractal успел исследовать процентов на 5, не больше. К тому же, есть программы, за которые я даже не успел ещё взяться, вроде M3D. Да, всё не так просто!
Но если ты хочешь получать действительно классные результаты, нельзя на чём-то сэкономить: нужно разобраться и с математикой, и с освещением, и с раскраской. Я не думаю, что это как-то принципиально отличается от «традиционного» искусства, хотя готов признать, что не каждому это по душе.
Сейчас то и дело появляются разные новые программы вроде Fragmentarium, которые используют собственные языки программирования графики и поднимают генеративное искусство на совершенно новый уровень. Что из недавних новшеств кажется тебе наиболее интересным и перспективным?
Мне очень нравятся программы для работы с фракталами в режиме реального времени. Надеюсь дожить до времени, когда можно будет свободно перемещаться по фрактальному пространству. Собственно, упомянутый тобой Fragmentarium — отличный пример того, что скоро будет самым обычным делом.
А чего тебе больше всего не хватает в Mandelbulber?
Пожалуй, возможности создавать собственные формулы. Я пробовал модифицировать исходный код, но без особого успеха. Я прекрасно понимаю, что это нетривиальная задача. Подобные вещи возможны во Fragmentarium, но там для этого используются компилируемые на лету шейдеры, а в Apophysis используются дополнительные подгружаемые библиотеки DLL. Но сама идея мне кажется жутко привлекательной.
Работы каких специализирующихся на фракталах художников ты бы порекомендовал?
Этьен Сен-Аман (страница на DeviantArt) — художник, который меня вдохновил на возвращение к фракталам после 15-летней паузы.
Жанет Парк (страница на DeviantArt) своими работами убедила меня купить UltraFractal.
Рамон Пастернак, на мой взгляд — художник с наиболее ярко выраженным стилем, который создаёт потрясающие работы (включая анимацию) с помощью Apophysis и XenoDream.
Николя Руже (страница на DeviantArt) — один из художников на Deviant Art, работы которого меня покорили с первого взгляда.
Ева Штрыза — ещё одна из художниц на Deviant Art, работы которой я очень люблю и узнаю даже не глядя на подпись.
Не так давно Astrographe заставил меня посмотреть на фракталы с абсолютно нового ракурса. У него получается создавать совершенно потрясающие картины, где фракталы — лишь часть работы.
Самюэль Монье (страница на DeviantArt) — ещё один художник, за работой которого я с удовольствием слежу.
Это лишь немногие из художников, которых я могу перечислить. Просто посмотри мой список избранных работ на Deviant Art.
Нет ответов на “Эрик Прево об эстетике трёхмерных фракталов и Mandelbulber”