Если на секунду отставить в сторону напыщенные выражения вида «это наше всё», darktable можно охарактеризовать как наиболее динамично развивающийся свободный (а кому и бесплатный) редактор фотографий для Linux, заточенный под редактирование съёмки и обработку Raw.
Главное в этой версии:
- очередные изменения в интерфейсе;
- режимы смешивания для модулей обработки
- новый модуль для удаления пятен;
- другие новые модули: подавление шума, частотный фильтр, ночное зрение, цветовой контраст, рамка;
- возвращена интерполяция AMaZE;
- всякие разные улучшения.
Подробнее о модуле, имитирующем ночное зрение, уже написал его автор Ростислав Подгорный. Настоятельно рекомендую. Я же сконцентрируюсь на остальном.
Изменения в интерфейсе
Их можно разделить на две части: внутренние и внешние. Внутренние — это промежуточный результат работы Роберта Бибера, студента darktable в программе Google Summer of Code. Переписывание интерфейса на GtkBuilder пользователю не слишком заметно, но побочным эффектом в будущем может стать возможность произвольно реорганизовывать интерфейс.
Внешние изменения, напротив, более чем заметны. Если раньше модули обработки были либо скрыты, либо видны в панели, то теперь они могут быть сделаны избранными.
Таким образом каждый модуль может иметь одно из трёх состояний: скрытый, видимый, избранный. Изменение состояния всё так же выполняется щелчком по кнопке. Кнопки избранных модулей подсвечиваются тёмно-красным цветом.
Суть этого нововведения в том, что вы можете быстро переключаться между минимальным набором самых важных модулей и обычным набором модулей. Для этого над переключателем категорий появились ещё два переключателя: «Активные» и «Избранные».
Режимы смешивания
Когда обзор предыдущей версии программы готовился к публикации, Хенрик Андерссон вскользь упомянул возможность реализации режимов смешивания для модулей обработки. И вы знаете, это оказалось очень похоже на цирковой трюк с засовыванием головы в пасть льву. Ну, т.е. вы знаете, что люди такое не раз проделывали без фатальных для себя последствий (см. Lightzone), но вот на ваших глазах оркестр умолкает, барабанщик выдаёт дробь, лев открывает пасть, зал в напряжении замирает…
С ролью дрессировщика Хенрик справился очень и очень неплохо, за весьма непродолжительное время, реализовав сначала минимальный набор режимов смешивания, а затем дополнив его остальными. Всего кроме нормального режима смешивания в программе их ещё 14. Из них 11 хорошо знакомы любому продвинутому пользователю GIMP, а ещё три знакомы пользователям Photoshop: «Яркий свет» (vivid light), «Линейный свет» (linear light) и «Точечный свет» (pin light). Формулы режимов те же самые, так что сюрпризов не будет.
В тех модулях, где режим смешивания поддерживается, есть соответствующая галка, активация которой разворачивает остальное: выбор режима и ползунок для указания непрозрачности, т.е. по сути — силы эффекта.
Для одних модулей обработки это сугубо опциональная штука, для других — строго обязательная. К последним, например, относится частотный фильтр, в быту известный как хайпас (highpass).
Новые модули
Частотный фильтр
Этот модуль достаточно часто применяется для повышения резкости в программах вроде Photoshop, и на его отсутствие в стандартной поставке GIMP очень любят жаловаться фотографы.
Суть частотного фильтра в том, что он раскладывает изображение на диапазоны, включающие данные с разной детализацией, после чего аккуратно отсекает все данные с низкой детализацией. Отсюда исходное название фильтра — high pass, т.е. пропускающий высокие частоты.
Иллюстрация от автора модуля, на которой дополнительно используется модуль «Заполнение светом» (relight):
Эффект всегда применяется с режимом смешивания, отличным от нормального. Как правило это режим перекрытия (overlay) с пониженной хотя бы наполовину непрозрачностью. Как только Хенрик доработает модуль маски, эти два модуля можно будет комбинировать, чтобы получать выборочное повышение резкости.
Подавление шума
Модулей подавления шума теперь два. Первый является портом вейвлетного фильтра из DCRaw и применяется до дебайеризации. Если быть точным — между модулем коррекции выбитых пикселов и модулем автоматической коррекции хроматических аберраций. Диапазон значений у него, на мой лично взгляд, великоват. Примерно после 0,015 края начинают размываться, а это самая нижняя часть диапазона.
Второй, более медленный модуль, применяется между свечением и эквалайзером и даёт два ползунка, регулирующие силу эффекта в яркостном и цветностных каналах. Субъективно он даёт больше пространства для манёвров.
Таким образом в программе никак не менее трёх способов подавить шумы, если считать ещё и эквалайзер. При этом часть шумов можно дополнительно отсечь при обесцвечивании, но это уже по ситуации.
Ночное зрение
Как уже было упомянуто выше, модуль, имитирующий ночное зрение человека, реализован Ростиславом Подгорным. Автор любезно написал небольшую отдельную статью о нём.
Цветовой контраст
Модуль реализован Сергеем Астаниным и выполняет роль линейного регулятора кривых a* и b* в пространстве L*a*b*. Если вы читали книгу «Photoshop LAB color» Дэна Маргулиса, особые представления тут не нужны.
Сам автор модуля иллюстрирует его использование так. Берём эту тускловатую картинку:
Выворачиваем «кривые» в следующее положение:
В результате получаем:
Ну и если вам было мало способов обесцвечивания, нулевое значение ползунков даёт изображение в градациях серого.
Рамка
Это очень простой модуль, рисующий одноцветную рамку заданной пользователем пропорции вокруг исходной фотографии. Цвет можно выбрать через типовой диалог GTK, либо пипеткой с фотографии.
Следует отметить, что в текущей версии программы модуль «Водяные знаки» при использовании рамки будет работать в пределах исходной фотографии, так что любителям клепать демотиваторы пока придётся обходиться фотошопом GIMP (тем более, что рамка пока одноуровневая).
Удаление пятен
Это первый инструмент локального редактирования в darktable, реализованный примерно как аналогичный инструмент в Lightroom. Это если выражаться нейтрально. А если выражаться без обиняков, он «слизан» с лайтрумовского инструмента и работает как гибрид штампа и восстанавливающей кисти.
Принцип работы прост и понятен. Открываем фотографию с лицом, кожу которого надо подчистить:
Активируем модуль, который находится в группе «Коррекция». Щёлкаем в центре участка, который надо исправить, и тащим указатель мыши к участку, которым он исправляется.
Дальше исправление можно отредактировать: изменить радиус окружности прокруткой колеса мыши внутри, либо переместить исходную или конечную окружность. Всего таких пар можно создать до 32. Для совсем уж клинических случаев ретушь лучше перенести в GIMP или Krita.
Общие впечатления
Судя по отзывам на нашем форуме и в списке рассылки, версия получилась небезупречной в плане стабильности. Советовать дожидаться версии 0.9.1 не стану, но всё-таки решайте сами.
Интерфейс в этой версии улучшался не очень заметно, в этом отношении команде ещё работать и работать. Некоторые положительные сдвиги есть в ветке post-0.9, но и там есть что доделать. Появившееся дополнительное разделение на обычные и избранные модули — достаточно спорная концепция, у которой есть свои сторонники и противники. С моей лично точки зрения такая реализация говорит о том, что разработчики оказались не вполне готовы к разрастанию числа модулей обработки и пока что скорее выкручиваются из сложившейся ситуации.
Что касается инструментария, базовый набор необходимых функций редактирования реализован давным-давно, и развиваться здесь имеет смысл в двух направлениях: совершенствование того, что уже есть (например, авторов программы часто критикуют за реализацию кривых), а также реализация локализованного редактирования. К счастью, оба направления осваиваются.
Установка
У пользователей Ubuntu всё проще простого:
$ sudo apt-add-repository ppa:pmjdebruijn/darktable-release
$ sudo apt-get update
$ sudo apt-get install darktable
Для тех, кто репозиториев лишён, как обычно доступен исходный код.
Что дальше
В среднесрочной перспективе нас, конечно, ждёт версия 1.0 — Святой Грааль любого опенсорсного приложения, только без тамплиеров и масонских лож. Помимо исправлений:
- дальнейшая доработка интерфейса;
- пользовательская настройка клавиатурных комбинаций (уже в основной ветке разработки);
- автоматическое определение схожих фотографий;
- маски (кроме шуток);
- несколько новых модулей обработки;
- традиционные сюрпризы.
Что касается сюрпризов, у Хенрика всегда есть в запасе пара безумных идей. Ну, не мне вам рассказывать. Кроме того, впереди ещё целая половина программы Google Summer of Code, на которую Роберт Бибер запланировал переработку цветовой пипетки с добавлением образцовых точек (они же sample points, примерно как в Photoshop и GIMP) и модуль уровней (levels).
По всей видимости, также сменится подход к циклу разработки новых версий. До сих пор они выходили раз в 3-4 месяца. В ближайшем будущем они будут выходить раз в месяц и содержать меньше нововведений и больше исправлений. Команда планирует как следует проработать стабильность и интерфейс программы к выпуску 1.0.
Нет ответов на “Выпущен darktable 0.9”