Выпущен darktable 0.8

К счастью, за последний год программа стала достаточно известной и в особых представлениях не нуждается. Но если вы настаиваете, то пожалуйста.

Darktable — современный инструмент фотографа, полностью построенный на модульной основе и позволяющий выполнять основной цикл подготовки фотографий к публикации — от редактирования съёмки до редактирования самих фотоснимков. Ближайшие функциональные аналоги программы среди коммерческих продуктов — Adobe Lightroom, Apple Aperture, Lightzone, Bibble Pro.

Чтобы вы могли следить за описанием изменений, поглядывая на новую версию собственными глазами, начну с установки. Вы можете:

Руководство пользователя на разных языках скачивается отдельно.

Производительность

Поскольку дело неумолимо движется к версии 1.0, разработчики вплотную занялись вопросом производительности. Атака на проблему была начата с нескольких флангов.

Заметная часть времени тратилась на первичное создание миниатюр. Поэтому вместо библиотеки LibRaw теперь используется библиотека Rawspeed, разработанная авторами Rawstudio и использующая различные оптимизации. Кроме того, были оптимизированы каналы кэширования и обработки изображений. В совокупности с предыдущей мерой это дало прирост скорости от 5 до 10 крат.

Но этого показалось мало, и разработчики начали осваивать технологию OpenCL для вычислений на GPU. Как результат, на OpenCL портирован модуль дебайеризации и новый эквалайзер, а также целый ряд основных модулей: ББ, экспозиция, повышение резкости и пр.

Для того, чтобы это работало, нужны драйверы с поддержкой OpenCL. К таковым относятся проприетарные драйверы Nvidia и ATI, а также Gallium 3D. При сборке выполняется поиск заголовочных файлов OpenCL, и если таковые не находятся, поддержка OpenCL отключается.

Кстати, сборка теперь выполняется с помощью CMake, а для упрощения процедуры написан сценарий build.sh.

Изменения на световом столе

Новых функций в режиме светового стола всего ничего, но зато старые улучшены. Вместо трёх цветовых меток теперь пять, вместо четырёх звёзд — тоже пять, а кроме того, удаление снимков в корзину сделано намного более очевидным: внизу слева на плашке появился значок-кнопка с крестиком (работает и кнопка Del), а в фильтре просматриваемых фотографий появился вариант «Удалённые».

Плашка с кнопкой удаления

В течение долгого времени создание точной подборки фотографий на световом столе было больным местом программы. В этой версии существенная часть проблемы решена: модуль подборки фотографий теперь включает возможность создания простых логических конструкций:

Создание сложных запросов

Каждое правило затем можно поменять:

Изменение логического оператора

При виде значков, помечающих тип правила справа, обладатели негуманитарного образования рискуют лишиться чувств или войти в бесконечный цикл произнесения «мимими!», поскольку это вполне неиллюзорный матан.

По такому случаю список недавних коллекций (подборок) переписан и теперь перечисляет последние пять подборок, называя их по всей логической конструкции.

Недавние подборки

Ко всему этому остаётся лишь добавить, что в модуль экспорта добавлена долгожданная поддержка Flickr.

Редактор метаданных

В этой версии наконец-то появился редактор метаданных, оперирующий пятью основными полями, без которых фотографу, работающему с агентствами и микростоками, просто не жизнь:

Редактор метаданных

В модуле работает привычная система именованных предустановок. Так что можно создать все нужные шаблоны и применять их по мере надобности. Кроме того, редактор метаданных доступен и в модуле дистанционной съёмки, так что к новым фотографиям можно сразу прикреплять нужные метаданные.

HDR-фотография

Готовность к работе с HDR (пресловутые 32 разряда на канал) наконец даёт о себе знать в полную силу. Теперь программа предоставляет инструментарий для всего цикла работы с HDR. Выглядит это так.

Сначала вы переключаете камеру в ручной режим, подключаете её к компьютеру и в darktable переходите в режим управления камерой. В модуле управления параметрами съёмки появились следующие новые регуляторы: переключатель режима съёмки с вилкой экспозиции и поля ввода, где указывается количество снимков и шаг экспозиции.

Здесь необходимо сделать два пояснения.

Во-первых, под количеством снимков подразумевается количество снимков с одной стороны от нулевого значения EV. Т.е. если вам нужно семь снимков с разной экспозицией, нужно указать три шага. Таким образом вы получите 3 + 1 + 3 = 7 снимков.

Во-вторых, под шагом экспозиции подразумевается не 1EV, а треть EV. Так что для полного стопа в этом поле нужно выставить 3.

Таким образом на скриншоте выше получается пять снимков с шагом 1EV каждый.

Выставив нужные параметры, вы как обычно указываете название съёмки и запускаете щелчки затвором.

После съёмки вы переключаетесь в режим светового стола, выбираете созданные снимки и в модуле «Выбранные фотографии» нажимаете кнопку «Объединить в HDR».

Кнопка запуска объединения в HDR

Снимки будут объединены в файл DNG, после чего к нему будет автоматически применён модуль обработки «Проекция тонов» (tonemapping). Здесь снова есть два момента, которые следует учесть.

Автоматическое объединение снимков, сделанных с вилкой экспозиции, не учитывает возможное смещение камеры при съёмке. Т.е. если вы снимали с рук, результат вас не очень порадует. Кроме того, программа объединяет в HDR только снимки RAW, про JPEG можете забыть (во всяком случае, пока). В дальнейшем и первое, и второе вполне может измениться, хотя разработчики не горят желанием делать утилиту align_image_stack из поставки hugin требованием для установки darktable.

И второй момент: для проекции тонов был выбран немного модифицированный оператор Фредо Дюранда (Fredo Durand). Вообще говоря, выбор оператора проекции тонов — тема личная, если не сказать интимная. Некоторые особенно разборчивые пользователи в попытке нахождения золотой середины доходят до того, что вручную, а то ещё и с масками сводят в GIMP (ну или Photoshop) результаты проекции тонов от разных операторов. Таких пользователей можно успокоить: Хенрик Андерссон, которому тоже не очень нравится durand’02, работает над реализацией reinhard’02.

Модули обработки

Изменения в импорте

Если вы работали с прежней версией программы, то наверняка помните, что начальная часть обработки — распаковка RAW и дебайеризация — была реализована, мягко выражаясь, не слишком удобно. Как только возникала необходимость выбрать другой типа дебайеризации, либо включить автоматическую коррекцию ХА или уравнение зелёного канала, приходилось заново выполнять импорт.

Как и планировалось, эта часть обработки полностью переписана. Старого модуля импорта больше нет, его части вынесены в новые отдельные модули. Такими модулями стали «Дебайеризация», и «Автоматическая коррекция хроматических аберраций» (на вкладке «Цвет»).

Дебайеризация

Если darktable собран с поддержкой OpenCL, дебайеризация выполняется на GPU, причём время импорта одного снимка сокращается в этом случае до каких-то несчастных миллисекунд. Пока что на OpenCL портирован только один метод интерполяции, PPG, и разработчики не особенно настроены добавлять обратно остальные.

Новые vs. старые модули

С некоторыми модулями было больше проблем, чем счастья. Для них была написана замена, но не везде эта замена оказалась достаточно качественно реализованной, поэтому как старые неудачные, так и новые, не совсем доработанные модули в 0.8 по умолчанию скрываются.

К числу убранных старых относятся:

  • Подавление шума
  • Локальный контраст
  • Эквалайзер

Эти модули по-прежнему доступны, и для тех ранее обработанных фотографий, где они используются, они автоматически загружаются и показываются в интерфейсе — по большому счёту, для того, чтобы можно было их выключить и сделать то же самое новыми модулями. В дальнейшем они скорее всего будут убраны насовсем.

Что пришло им на смену?

Функции подавления шума и эквалайзера объединены в новый модуль эквалайзера, где нижняя кривая отвечает за подавление шума. Новый модуль может работать на GPU, но его пользовательский интерфейс очень, очень сильно не проработан. По умолчанию этот новый модуль отключен, так что пока он не будет доделан, давайте не заострять на нём внимание. Для любопытных, так и быть, прилагается скриншот:

Новый эквалайзер

Локальный контраст полностью переписан. Новый модуль работает стабильно и по умолчанию доступен. Алгоритм использует адаптивные нелинейные фильтры и основан на научной работе «Image Local Contrast Enhancement using Adaptive Non-Linear Filters», но реализует её с некоторыми изменениями. В частности, параметр «Масштаб» (scaling) объединяет параметры a, b и c, которые фигурируют в научной работе. Преимуществ у нового модуля перед старым два: он быстрее и намного реже создаёт гало.

Остальные модули

Интерфейс модуля цветовых зон претерпел лёгкие изменения: критерий теперь выбирается через раскрывающийся список, а каналы LCh разнесены по вкладкам:

В группу «Цвет» добавлен новый модуль — индикатор пересвеченных и недосвеченных участков. Есть подозрение, что это его временное положение.

Индикатор ошибок экспозиции

Наконец, в модуле трансформации коррекция перспективы теперь меняется в двух направлениях.

Общее впечатление

По мере приближения версии 1.0 командам разработчиков софта свойственно притормаживать и переключаться на доработку начатого. Существенное повышение производительности, доработка важных элементов светового стола и переписывание ключевых модулей обработки в версии 0.8 подтверждает это правило. Впрочем, к версии 1.0 количество новшеств ещё может заметно подрасти.

Планы

Как вы уже поняли, в этой версии по умолчанию отключена пара новых, не очень доработанных модулей, которые в дальнейшем будут улучшаться. Один из них, «Свечение», уже перенесён в список стабильных в ветке post-0.8.

Буквально в день выпуска версии 0.8 Брюс Гюнтер прислал патч, добавляющий новый модуль для подавления «выбитых» пикселов. Примечательно в патче не только то, что код взят из UFRaw, но и то, что автор патча — один из в прошлом активных разработчиков этой программы. Это не первый патч Брюса: в новой версии программы он уже улучшил скорость работы некоторых модулей, а в следующей версии благодаря ему пользователи получат ещё больше параметров виньетирования (хотя просили меньше). Похоже, что жить UFRaw осталось всего ничего.

Ещё одно возможное новшество реализовано пока только в новом эквалайзере: это ползунок, регулирующий силу применения эффекта. Вполне возможно, что он будет добавлен в каждый модуль обработки. А там и до режимов смешивания недалеко.

Наконец, незадолго до выпуска новой версии Хенрик начал работать над программной цветопробой, а это, если кто не в курсе, необходимый атрибут модуля печати. Пока что выбор профиля, по которому будет выполняться цветопроба, доступен через модуль «Цветовой профиль вывода».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.