Интервью с арт-директором «Синтел» Давидом Ревуа

По случаю выпуска мультфильма «Синтел» («Sintel») мы поговориои с Давидом Ревуа (David Revoy) — арт-директором и автором концепт-арта. Давид рассказал о том, каково работать в свободных графических редакторах в условиях неотвратимо наползающих дедлайнов, об использовании Al.chemy, о сотрудничестве с командой MyPaint, ну и, конечно, о работе над «Синтел».

Давид, многим читателям ты известен именно как арт-директор и автор концепт-арта для короткометражного мультфильма «Синтел» («Sintel»). Но ведь это не первая твоя работа. Расскажи немного о себе.

Давид РевуаПривет! Мне 29 лет, я занимаюсь фрилансом в своей домашней студии в Тулузе (Франция). Мои работы можно увидеть на обложках изданных во Франции книг, а ещё я занимаюсь иллюстрацией настольных игр, так что у меня достаточно насыщенная творческая жизнь.

Сейчас я пользуюсь только свободным софтом в Linux (хотя и преподаю работу с Photoshop и Painter в колледже), потому что мне по душе социальная и культурная революция вокруг свободного программного обеспечения. «Синтел» — мой первый проект в качестве арт-директора, и поверь: работа в таком проекте на такой должности для меня как «свободного художника» была мечтой.

Пожалуй, немногие могли бы сказать о себе, что одним прекрасным утром проснулись с мыслью стать, скажем, художником, и действительно стали им. Люди приходят к таким решениям постепенно, «врастая» в них. Как это выглядело в твоём случае?

Мне было лет двенадцать, когда я всерьёз задумался о том, чтобы стать художником. Понятно, что для подобного решения это слишком юный возраст, но меня сильно озадачил вопрос взрослых, кем я хочу стать, когда вырасту. Нужно было найти точный и убедительный ответ. Поскольку я был ботаником меня интересовало искусство, я решил, что буду рисовать комиксы, которые казались мне наиболее всеобъемлющим видом искусства. Так я начал работать над техникой рисования. Правда, мои собственные ранние комиксы были больше похожи на разработки концепций, нежели на настоящие многостраничные комиксы. Мне было ужасно интересно прорабатывать всех персонажей, сцены, одежду… Вот так и и осознал, что хочу быть иллюстратором и даже арт-директором — человеком, который занимается понемногу всем, что мне интересно делать.

Похоже, что у тебя фэнтези занимает совершенно особое место. Есть какие-то любимые писатели?

Ну, интерес к фэнтези пришёл не от книг, а от другой моей юношеской страсти — видеоигр «Secret of Mana» на Nintendo Super Famicom/SNES, и серии «Final Fantasy». Сейчас, я конечно, читаю больше комиксов книг. Моим любимым фэнтезийным писателем стал Терри Прэтчетт.

Насколько я могу судить, заметный рост интереса к MyPaint в последнее время во многом обязан твоему деморолику про спидпейнтинг, выложенному год назад. Достаточно многие высказанные тобой идеи были реализованы в версии 0.8.0, а твой набор кистей сейчас используется в программе по умолчанию. Ты продолжаешь взаимодействовать с разработчиками? На каком уровне?

Сейчас я общаюсь в основном с разработчиками MyPaint и Krita, главным образом, потому, что часто пересобираю эти программы из дерева разработки. Так что я могу судить о том, что происходит в этих проектах. Что касается GIMP, я всё время пользуюсь им в своей работе как фрилансер, и ровно по той же причине не слишком расположен тестировать нестабильные версии. Наверное, поэтому со стороны может показаться, что я несколько прохладно отношусь к программе, хотя на самом деле меня очень волнует выпуск версии 2.8.

Набросок интерфейса для смены цвета

Что касается именно взаимодействия, я не то чтобы очень активен; я просто читаю списки рассылки и участвую в обсуждениях на IRC и форумах. Как обычный пользователь я стараюсь помогать проектам чем могу и когда могу. Иногда я просто прошу помощи, когда та или иная программа «падает», иногда я просто говорю «Здорово!», чтобы воодушевить программистов, иногда я хочу их о чём-то попросить, для чего я просто рисую прототип функции, чтобы сразу было понятно, что мне надо.

Со временем дружеские, хоть и виртуальные, отношения с разработчиками только крепнут, и меня это очень радует. Я действительно ценю тот огромный труд, который они вкладывают в свои программы. Они настоящие мастера своего дела!

Достаточно примечательной особенностью того самого деморолика было использование программы Al.chemy, которая, по сути, является экспериментальной — в том смысле, что позволяет делать совершенно необычные вещи. Но экспериментальный софт хоть и помогает придумать и опробовать какие-то необычные идеи, всё-таки остаётся экспериментальным. Большинство пользователей всё равно продолжает пользоваться более традиционными решениями. Как ты считаешь, есть ли у Al.chemy шанс завоевать сердца миллионов художников? Или проекту это и не нужно?

Лично мне кажется, что инструменты вроде Al.chemy больше подходят именно для цифровой живописи, чем для имитации традиционной, вроде имитации диффузии акварели или неровностей от мазков маслом. Но и как цифровой инструмент Al.chemy порой слишком экстремален.

Пример использования Al.chemy

Я практически уверен в том, что авторы других программ для цифровой живописи со временем перенесут к себе разные интересные идеи, заложенные в Al.chemy (к примеру, в Autodesk SketchBook уже появилось динамическое симметричное рисование). Ну а сам Al.chemy наверняка продолжит двигаться в исходном направлении: как инструмент виджеинга и прочих экспериментальных направлений в искусстве. Такие программы — совершенно потрясающий источник идей для других приложений.

Рисунок в GIMP-Painter и MyPaint поверх эскиза в Al.chemy

Если говорить обо всей экосистеме свободных программ для творчества, чего тебе не хватает больше всего? Какие функции можно было бы реализовать достаточно легко, но при этом сделать твою работу заметно проще?

Самым важным мне кажется повышение производительности при работе над большими изображениями. Многие художники привыкли рисовать большими кистями (больше чем 512×512 пикселов) по большим холстам (6000×6000 пикселов и больше) и при этом работать с большим количеством слоёв и разными режимами смешивания. Работать над такими рисунками в свободных приложениях даже при наличии современных мощных компьютеров всё ещё сложновато. Так что с моей точки зрения именно оптимизация производительности программ помогла бы привлечь внимание профессиональных художников.

Final concept art for the Sintel character

Итак, «Синтел». Как ты оказался в команде проекта Durian?

Когда Фонд Blender искал художника для Big Buck Bunny, я отправил своё резюме и был выбран запасным художником, а Колин Леви (руководитель «Синтел») — основным. Несколько лет спустя, в 2009 году, я уже работал преподавателем в колледже Альбера Жакара, как вдруг получил от Тона Роозендаала, создателя Blender и председателя фонда Blender, приглашение поработать арт-директором в проекте Durian («Синтел»). Мечта сбылась!

Утверждённый образ Синтел

Как мне показалось, твой обычный стиль исполнения, который я бы по-дилетантски охарактеризовал как жизнерадостный, претерпел существенные изменения под влиянием истории Синтел. Он сдвинулся в сторону более тёмной и даже немного зловещей атмосферы. Для тебя это действительно было чем-то новым, или же ты привык свободно менять стиль?

На самом деле я привык менять стили, могу даже показать совсем другие работы, которые я сделал в прошлом для настольных игр: 1, 2, 3. В «Синтел» я прорабатывал прототипы героев под влиянием всей команды.

Шесть вариаций стиля

Поскольку над персонажами работали все вместе, в Институте Blender царила творческая атмосфера, в которой рождались самые необычные идеи. По ходу работы мне удалось ещё больше развиться в плане смены стиля.

Шесть вариаций стиля

Так называемый «стиль Синтел» — как раз результат одного из таких экспериментов, работа на стыке аниме, американских комиксов, европейских комиксов и традиционной анимации; своеобразная взрывоопасная смесь, которую я с гордостью добавляю в свою коллекцию стилей.

Если я правильно понял, при работе над «Синтел» ты пользовался только свободными инструментами — Al.chemy, MyPaint, GIMP. Какое у тебя осталось впечатление от работы с ними в условиях дедлайна?

Gimp-painter 2.6.8 и MyPaint (еженедельная сборка среза из Git master) в Linux Mint работают действительно стабильно. Я полностью доверяю им при работе на заказчика. По моему личному опыту они даже стабильнее, чем моя предыдущая конфигурация: Adobe Photoshop CS2 и Corel Painter XI.5 на Windows XP Pro SP3. В этом смысле это действительно профессиональные продукты. За последние месяцы не припомню ни единого падения или потери данных. Я могу сделать в них всю свою работу от А до Я без «сюрпризов» посередине. Разработчики просто молодцы!

Пример работы, выполненной Давидом в качестве иллюстрации к его третьему набору кистей для MyPaint

Что было для тебя самым сложным в проекте?

«Синтел» был моим первым проектом в качестве арт-директора. Эта работа подразумевает тесное общение с командой, но я, к сожалению, не мог всё время быть в студии.

Пример работы, от которой пришлось отказаться

На полный рабочий день я работал над концепт-артом в Амстердаме с августа по ноябрь 2009 года, в то время как Колин Леви (Colin Levy) работал со сценаристкой Эстер Воуда (Esther Wouda). К сожалению, из-за затянувшейся работы над сценарием во время предпроизводственной подготовки у меня осталось меньше времени на работу над окончательной версией концепт-арта, чем я ожидал.

Пример работы, от которой пришлось отказаться

Из-за переписывания сценария в корзину отправилось очень много работ, но, с другой стороны, это сопровождалось очень интересными экспериментами. В конечном счёте я счастлив, что мне удалось поучаствовать в этом непростом проекте, потому что я научился быстрее генерировать и реализовывать идеи в дружеском окружении.

Пример работы, от которой пришлось отказаться

Другой трудностью была удалённая работа с командой, которую приходилась совмещать с подготовкой обучающего DVD «Chaos & Evolutions» и моей обычной фрилансерской работой.

Пример рисования поверх сцены с жилищем Синтел

Всё моё свободное время уходило на помощь проекту: переписка по электронной почте, обсуждения на IRC и много, очень много рисунков поверх рендеров. Команда потрясающе справилась с задачей, и в этом им помогло немало волонтёров. Я благодарен им всем!

Рисунки поверх модули дракона, задающие образец текстуры и лепки

Во время творческой работы, как ты сам говоришь, генерируется множество идей, пока разрабатывается концепция, но жить дают только одной из них. Остальные уходят в небытие, как, например, интересная идея с шаманом, похожим на Шиву. Тебе доводилось пересматривать старые отброшенные работы на случай, если какая-то из идей может получить новую жизнь и превратиться в самостоятельное произведение?

Занятно, что ты вспомнил именно тот эскиз с шаманом, потому что к именно такой работе мне было бы очень интересно вернуться в будущем и использовать в каком-нибудь другом проекте.

Тот самый шаман

С моим недостаточным опытом работы пока что рано разбирать отброшенные эскизы, которые бы того стоили. Посмотрим, что станет с этой работой.

Твой видеокурс для Blender Institute продаётся уже несколько месяцев, и мне встречалось немало положительных отзывов о нём. Оглядываюсь на этот проект, каким ты видишь его естественное развитие?

Во-первых, мне очень приятна похвала, да и читать отзывы об этом курсе всегда интересно. Что касается продолжения, я задумал «Chaos & Evolutions» именно как курс, который максимально отвязан от конкретных инструментов. Его содержание скорее отражает мою методику работы и, если хочешь, философию относительно искусства. Мне хочется верить, что этот курс будут полезен на протяжении ещё очень долгого времени. Надеюсь, что видеоролики распространятся по разным форумам и вики. Свободную лицензию для всего материала я выбрал совершенно умышленно.

Ну и последний вопрос: над чем ты работаешь сейчас, и какие проекты запланированы на будущее?

Ну, я же фрилансер :) Пока что я жду следующий крупный проект. Премьера «Синтел» только что состоялась, а пару месяцев назад я получил награду «CG Choice Award» за «Alice in Wonderland» — первую в истории Cgsociety призовую работу, целиком сделанную в свободных графических редакторах.

Alice in Wonderland


Ссылки

Основные Софт Прочее
Сайт Давида Ревуа Al.chemy Видеокурс «Chaos & Evolutions»
Фильм «Синтел» MyPaint Alice in Wonderland CG Award
Концерт-арт «Синтел» GIMP
Gimp-Painter (DEB PPA)
Krita

Интервью взял: Александр Прокудин
Лицензия на текст: CC BY SA 3.0
Все иллюстрации предоставил: Давид Ревуа (David Revoy)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.