Rosegarden 10.02

Выпущена первая стабильная версия MIDI-секвенсера и нотного редактора Rosegarden на основе Qt4 — результат двух лет работы.

Судьба многих команд программистов сродни судьбе музыкальных коллективов: совместные взлёты и падения, трения в коллективе, смена состава и так далее.

Джаз-банде Rosegarden в этом году исполняется 10 лет, и от её исходного состава, скажем прямо, остались рожки да ножки. Энди Грин и Рик Баун канули в неизвестность, а Гийом Лоран переключился на использование продукции Apple и разработку собственного секвенсера для Mac, который со временем может превратиться в приложение для планшета, например, iPad 3.

Можно без преувеличения сказать, что проект до сих пор на плаву благодаря двум людям: своему бессменному лидеру и опытному программисту Крису Кэннему и лингвисту по образованию Майклу Макинтайру, который совершенно не собирался становиться программистом, однако ж в смертельной схватке со зловещим роком проиграл.

Авторы немного лукавят, говоря в пресс-релизе, что были первыми, кто занялся портированием версии на Qt3 под Qt4. К моменту начала портирования уже несколько крупных проектов переходило на Qt4. Судьбу одного из них, Scribus, Rosegarden в каком-то смысле разделил: оба проекта по уши увязли в рефакторинге кода, убив на выпуск основанной на QT4 версии без малого два года.

Разговоры о портировании Rosegarden на Qt4 начались летом 2007, осенью того же года начались первые эксперименты, но до серьёзного кода дело дошло только весной 2008, и лишь ещё через год программа снова начала напоминать приложение, которым в принципе можно пользоваться.

С вышедшей сегодня новой версией проект переходит на принцип нумерации «Год.Месяц», уже знакомый многим по проектам Ubuntu, Hugin, а также ряду коммерческих приложений.

Итак, о новшествах.

Интерфейс

Первое, что бросается в глаза — новое оформление с использованием собственной темы Qt. Элементы интерфейса сделаны максимально компактными, благодаря чему программой можно пользоваться даже на планшете. Практически все значки в программе заново перерисованы.

Новый интерфейс Rosegarden

Досталось даже транспорту:

Транспорт Rosegarden

Впрочем, если вам собственная тема Rosegarden не нравится, в диалоге настройки программы вы можете заменить её на тему, используемую в Qt4 по умолчанию.

С нуля переписан диалог управления MIDI-устройствами, пользоваться им стало гораздо проще:

Новый интерфейс управления MIDI-устройствами

Кстати, теперь вы можете импортировать в банки конфигурационные файлы LinuxSampler.

Ещё одно изменение, которое затрагивает как интерфейс, так и организацию работы: начиная с этой версии программа использует каждый канал как номер инструмента, поэтому при открытии старых проектов будет автоматически выполняться повторное привязывание каналов к инструментам.

Редакторы

В нотном и матричном редакторах, а также редакторе перкуссии появились некоторые общие изменения.

Во-первых, стала немного приятнее визуализация силы нажатия. При этом в матричном и перкуссионном редакторе появился инструмент редактирования силы нажатия, а в нотном его нет. Работает он следующим образом:

1. Выделяете нужные ноты.

2. В панели инструментов щёлкаете эту кнопку:

Инструмент редактирования силы нажатия

3. Перемещаете указатель мыши в точку над любой из выбранных нот, нажимаете левую клавишу мыши и тащите вверх или вниз. При желании можно по-прежнему перетаскивать столбики в самой линейке.

Во-вторых, для остальных контроллеров реализован новый редактор, где вы можете свободно вставлять мышкой новые события контроллеров, перемещать и удалять вставленные события. Для этого используются всё те же инструменты выделения, рисования и стирания, которые используются при работе с нотами.

Новый редактор событий контроллеров

Кстати, на примере вверху вибрато нарисовано не ручками, а новым инструментом вставки последовательности смены высоты тона, у которого есть несколько предустановок. Вызывается он через меню «Правка» в любом редакторе.

Вставка смещения высоты тона

В-третьих, из Sonic Visualiser портированы элементы управления масштабом и навигационная панель с предпросмотром. С их помощью вы можете раздельно или вместе менять масштаб отображения холста по горизонтали и вертикали. Вращающийся регулятор слева от навигационной панели позволяет быстро выделять ноты.

Панель навигации

Из всех редакторов пожалуй что нотный претерпел наибольшие изменения. Например, в нём появилась функция создания слоёв. Принцип примерно тот же, что в редакторах графики, но есть нюансы. Итак, при нажатии вот этой кнопки на панели инструментов

Кнопка создания нового слоя

программа автоматически создаёт дубликат редактируемого сегмента и помещает его в ту же дорожку.

Новый слой на холсте

Новый слой-сегмент наследует тональность и размер оригинала, но не содержит нот. В нотном редакторе при этом выполняется автоматический переход на новый слой-сегмент, причём содержание слоя-оригинала остаётся видимым, так что рисуя ноты в новом слое, вы будете видеть ноты предыдущего слоя. Но работает это до тех пор, пока вы держите окно нотного редактора открытым. Как только вы его закрываете, возможность видеть несколько слоёв сразу вы теряете. Создавать таких слоёв можно сколько угодно, а вот их объединение по Ctrl+J работает пока что не очень чётко.

Кроме того, добавлена возможность вводить знаки сэньо, коды и цезуры, а сам ввод с клавиатуры упрощён, в том числе благодаря тому, что программа рассчитывает используемую по умолчанию длительность нот исходя из текущего тактового размера.

В свою очередь в матричном редакторе наконец-то можно открывать несколько сегментов любых дорожек одновременно.

Два сегмента в одном окне

Печать

Логически продолжив союз с LilyPond, разработчики упростили процедуру печати. Теперь при запуске предпросмотра автоматически появляется вот такой диалог:

Диалог параметров печати через LilyPond

Программу для просмотра печатаемой партитуры вы можете указать в диалоге настройки программы на вкладке «Общие > Внешние приложения».

Разные приятные мелочи

Из менее обобщаемых новшеств хочется отметить следующие:

  • встроенный упаковщик проектов, собирающий в один файл все связанные с проектом данные, что упрощает перенос проектов с компьютера на компьютер;
  • поддержка аппаратного транспорта TranzPort компании Frontier Design Group;
  • сообщения навязчивых информационных окон, пугающих отсутствием RT-ядра или не запущенным JACK, перенесены в значки в правом нижнем углу основного окна программы;
  • добавлена возможность сохранять шаблоны.

Кстати, если вы не обратили внимание, при автоматическом переписывании партитуры под другой инструмент можно открыть для себя совершенно волшебные вещи:

Пасхальные яйца

А ещё можно выстрелить из пистолета как профессионал. Кто сказал, что музы молчат, пока говорят орудия?

Неприятные не-мелочи

К сожалению, более глобальных изменений пока не произошло: до сих пор нет автоматизации, не поддерживаются эффекты и инструменты LV2 (на счастье тот же Calf, к примеру, умеет прикидываться LADSPA и DSSI), нет управления сеансами, не поддерживается JACK MIDI.

Что будет происходить с проектом дальше, предугадать сложно. В интервью, данном SourceForge несколько лет назад, Майкл Макинтайр несколько самонадеянно заявил, что будущее развитие программы он видит скорее в доводке уже сделанного, поскольку, по его мнению, она уже делает всё, что можно ожидать от приложения такого рода.

Как видите, с одной стороны, слова с делом не расходятся. А с другой, уж лучше бы они расходились, да посильнее. И здесь есть надежда на полдесятка новых активных участников проекта, примкнувших к нему в начала эпопеи с портированием на Qt4. Выпуск же следующей версии, 10.04, запланирован на апрель.


Скачать

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.