Выпущена новая версия программы darktable, предназначенной для редактирования съёмки и проявки цифровых негативов. Давайте посмотрим на изменения внимательно.
Около месяца назад мой давний приятель и даже автор переключалки раскладок в GNOME Сергей Удальцов спросил, можно ли чем-то заменить в Linux лайтрум. Потому как, поведал он мне, масса его знакомых готова перейти на Linux при условии, что… Ну, вы поняли.
Чем же так хороши приложения класса Adobe Lightroom и Apple Aperture? Почему несмотря на их огрехи дело дошло до того, что некоторые пользователи даже перестали использовать Photoshop и ACR? Давайте на момент оторвёмся от этих брэндов и поразмышляем чуть более абстрактно.
Есть такое понятие как событийная съёмка. Концерт, презентация, корпоратив (прости господи) или свадьба — это событийная и, как правило, поточная съёмка. Что подразумевает а) большое количество кадров, не все из которых достойны быть сохранёнными, и б) большое количество совпадающих по освещению кадров.
Если вы занимаетесь поточной съёмкой, это автоматически выводит вас из категории любителей помедитировать над одним-единственным шедевром и означает, что вам необходимо приложение, которое позволяет а) быстро отредактировать съёмку, т.е. как можно быстрее рассортировать снимки на хорошие/плохие, и б) как можно быстрее проявить оставшиеся хорошие цифровые негативы, не ковыряясь с каждым в отдельности, а перенося параметры обработки (экспозиция, баланс белого и пр.) с одного снимка на другие.
В свою очередь, пункт а) подразумевает максимально быстрое создание миниатюр заданного размера (часто полноразмерных, поскольку важно иметь возможность быстро оценить резкость одного кадра против другого), возможность посмотреть несколько похожих снимков рядом, возможность назначить каждому из них оценку и как-либо пометить назначение снимка (раньше при отсмотре на световом столе негативы маркировали фломастерами разного цвета).
Ну а пункт б) подразумевает наличие достаточно качественного встроенного конвертера RAW, что, вообще говоря, в отличии от пункта а) является достаточно субъективной характеристикой. И если вы так не думаете, на форумах dpreview и ixbt вас быстро разубедят в обратном. Микроскопом по голове. Тем самым, в который там проявленные с разными алгоритмами интерполяции RAW рассматривают. А вы как думали? Фотография — занятие не для слабаков.
С точки зрения качества, между прочим, достаточной популярностью среди профессионалов также пользуются Photo Mechanics и RPP. Последний, бывает, от великой любви даже запускают в Хакинтоше, установленном в виртуальную машину в Linux.
Здесь есть ещё один важный момент: неразрушаемое редактирование. Если вы правите изображение в GIMP или Photoshop, для того, чтобы можно было позднее выборочно отменить те или иные изменения или поменять их параметры, приходится использовать слои и сохранять конечный файл в формате XCF или PSD соответственно. При этом отменить, скажем, кадрирование или вращение не получится вовсе, поскольку информация, вылетевшая за пределы изменяемого слоя, теряется навсегда. В случае с Raw в фотошопе этой неприятности можно избежать, если кадрирование или вращение выполнять в ACR, а полученные снимки внедрять как смарт-объекты. Но это, как вы понимаете, не универсальное решение, которое всё равно не избавляет нас от необходимости сохранять новый файл. В специализированных фоторедакторах эта проблема обычно решается записью рядом с оригиналом снимка текстового файла, в котором содержится описание изменений, повторно применяющихся при каждой загрузке снимка в этот редактор.
В общем, при таких требованиях вырисовывается вполне определённый интерфейс и функциональность, полным набором каковых до сих пор ни одно свободное приложение не обладало. Концептуально ближе всего подобрались Rawstudio и Niepce Digital.
Первая из этих двух программ пока так и не вышла за рамки клона Rawshooter, а недавние попытки присобачить к ней метки к сожалению вызывают у меня очень нехорошие ощущения. Кроме того, программа до сих пор не умеет корректно обращаться с недоэкспонированными и переэкспонированными участками.
В то же время Niepce как проект заглох на начальной стадии, поскольку свирепо ненавидящий DCRaw автор начал писать собственную открывашку цифровых негативов и в результате похоронил себя под скопищем проектов, чему дополнительно поспособствовала медлительность библиотеки GEGL, используемой в программе. Это печально, поскольку с архитектурной точки зрения проект был многообещающим.
Очень и очень неплохо развился digiKam, но при всех своих наворотах он не умеет делать простые вещи: редактировать снимки без создания новых файлов и переносить параметры обработки со снимка на снимок. Поэтому до выхода версии 1.1, где это предположительно будет исправлено, он остаётся этаким прокачанным ACDSee.
На самом деле, без преувеличения могу сказать, что видел абсолютно все конвертеры Raw и каталогизаторы фотографий для Linux, включая дорогие коммерческие. На полноценную замену лайтрума или апертуры ни один из них не тянет, хотя Bibble5 безусловно радует прогрессом.
Статью можно было бы на этом завершить, если бы не её название, прозрачно намекающее на проект, в апреле этого года зарегистрированный на SourceForge. Внимание я на него обратил чуть ли не на следующий день после того, как тогда же в апреле прилюдно пообещал начать свой собственный мертворожденный проект, если примерно к Новому Году не появится хоть что-то отдалённо напоминающее лайтрум. И теперь, когда выпущена версия со скромным номером 0.4, мне кажется, что о darktable можно начинать говорить вслух.
Чем интересна программа? Для начала тезисно:
- режим светового стола, плавно перетекающий в режим проявки;
- полностью модульная архитектура;
- внутренняя обработка (не падать!) в режиме 32 разряда с плавающей точкой на цветовой канал в пространстве L*a*b*;
- использование мипмапов для хранения превьюшек в базе данных;
- частичное использование GEGL;
- достаточно грамотное распределение нагрузки по ядрам процессора;
- наличие оригинальных наработок.
Попросту говоря, автору darktable Йоханесу Ханике точно так же надоело отсутствие удобного фоторедактора, и он всех нас спас.
Ну а теперь давайте совершим более подробный экскурс с лёгким анатомическим уклоном.
Плечи гигантов
Проект начат в феврале 2009 года. Программа написана на Cи с использованием библиотеки GTK+. Для хранения конфигурации используется реестр Windows GConf. Йоханнес начал проект с попытки превратить UFRaw в библиотеку и использовать её в программе, но из-за thread safety перешёл на libraw и позднее даже отправлял в этот проект кое-какие патчи.
В программе частично используется библиотека GEGL, являющаяся новым движком GIMP. GEGL позволяет выполнять неразрушающее редактирование на основе ациклических графов — не только цветокоррекцию, но и рисование, и трансформации вроде кадрирования, причём в режиме 32 разряда с плавающей точкой на цветовой канал (RGBA). Код, отвечающий за композицию графов при помощи GEGL, в darktable пока отключен и в целом не совсем завершён — главным образом из-за медлительности текущей выпущенной версии GEGL. К счастью, ближайшая версия GEGL по скорости будет сравнима с допотопным восьмиразрядным GIMP, но уже с точностью всё те же 32 разряда на цветовой канал. Наиболее нетерпеливые могут склонировать master из геглового git и убедиться в этом самостоятельно.
В качестве базы данных используется эскулап SQLite. Сразу стоит отметить, что текущая реализация использования БД ни в коем разе не является конечной. Иначе вы бы Йоханнеса, пожалуй что, растерзали: сейчас в программе прибито гвоздями ограничение на четыре импортированных каталога (film roll) со снимками. Превьюшки хранятся прямо в ней в виде мипмапов, а это значит, что загрузка миниатюр в память происходит очень, очень быстро. Кроме того, интерактивная работа ведётся над мипмапом с максимальным размером стороны в 1300 пикселов, что и объясняет более чем удовлетворительную производительность программы.
Там же в базе данных хранится описание внесённых изменений. При желании вы можете включить функцию дублирования этих описаний, для чего рядом с файлами снимков будут сохраняться файлы .dt. Делается это при помощи gconftool в консоли (чур меня, чур) или в визуальном редакторе («Приложения > Системные утилиты > Редактор конфигурации» в меню GNOME, раздел apps/darktable). По существующим планам в дальнейшем в базе данных будут храниться только мипмапы последней открытой съёмки.
Ну и кратко об оставшихся используемых технологиях: для работы с метаданными используется Exiv2, для управления цветом — LittleCMS, для коррекции искажений оптики — LensFun.
Интерфейс
В целом интерфейс несколько напоминает интерфейс лайтрума: те же скрываемые панели со всех четырёх сторон, те же разворачиваемые модули, те же цифры на фоне миниатюр, крайне аутентичный виджет кривой тонкоррекции. Даже есть закорючка внизу левой и правой панелей.
Кстати, скрываются панели ровно как в GIMP — по нажатию клавиши Tab. Таким образом
мгновенно превращается в
Существенное отличие: переключение между режимами светового стола и проявки производится простым двойным щелчком, после которого в поле видимости только открытый снимок. Кроме того, в программе в принципе нет главного меню. Как говорит автор программы, по мнению юзабилистов в компании, где он работает, меню является пережитком прошлого века. Точка зрения не бесспорная, но любопытная.
Некоторые решения касательно интерфейса можно считать крайне удачными, иные — скорее сомнительны. Впрочем, проект молод, так что не стоит зацикливаться на отрицательных моментах.
И ещё. Так же как в GIMP и Ardour, интерфейс darktable настраивается через файл gtkrc (darktable.gtkrc), где вы можете поменять цвета и даже выбрать какой-нибудь другой движок тем GTK+. Если кегль шрифта приложений на GTK+ в вашей системе отличается от 10pt, в этот файл вам придётся залезть ручками, иначе размер цифр рядом с ползунками будет отличаться (такова цена за выровненность виджетов в боковых панелях).
Световой стол
Сперва буквально пару слов о том, какие снимки и как именно попадают в программу. С поддержкой цифровых негативов мы вроде бы уже разобрались. К ним можно также прибавить JPEG. Но на этом список поддерживаемых форматов не кончается. Зная внимательность анонимусов с ЛОР, предвижу робкий как поднятая рука первоклассника вопрос: «Если DT работает в режиме 32 разряда на цветовой канал, не значит ли это, что в нём можно открывать HDR?». В точку! В darktable действительно можно открывать файлы HDR, хотя на нынешнем начальном этапе поддерживаемые файлы ограничиваются PFM и форматом Грега Уорда. На будущее запланирована и поддержка OpenEXR, и встроенное отображение тонов.
Импорт пока что работает только из каталогов, поддержки прямого импорта с камер нет. Этот момент обсуждается в конце статьи. Если кто-то считает, что на этом интерес к программе исчерпан, можете пролистать страницу вниз до конца и убедиться в том, что это ненадолго :)
Световой стол заметно отличается от аналогичных решений в упомянутых программах: свободно масштабируемые миниатюры снимков не вписываются в окно стола, а при «наезде» рисуются за его пределами, как если бы вы наклонялись над тёплым ламповым аналоговым настоящим световым столом. Перемещение по столу выполняется панорамированием нажатой средней клавишей мыши (но перемещаться можно и клавишами ASDW и Q). Йоханнес говорит, что ему как трёхмерщику так удобнее. Вместе с тем, в программу зашит хитрый порог, позволяющий вписать в окно два снимка рядом, по прохождении которого выполняется масштабирование точно в один снимок. Четыре снимка рядом — тоже не проблема.
Уточнение (20100215): реализован альтернативный и более привычный режим просмотра.
При любом уровне масштабирования вы можете дать снимку оценку из четырёх звёзд. Справа от звёзд при наличии изменений рисуется плохо различимый на некоторых фонах значок.
В верхней панели находится управление сортировкой, где можно указать, снимки с какой минимальной оценкой показывать. К сожалению, отфильтровать снимки меньше указанной оценки для последующего удаления с диска пока нельзя. Зато можно включить сортировку по оценке и быстро выбрать для удаления ненужное хотя бы так.
В нижней панели находится переключатель действий с выбранными снимками, которые можно либо удалить с диска, либо оставить, но записать рядом с ними файлы с описанием изменений (файлы истории).
В режиме светового стола также доступна функция копирования и вставки параметров обработки.
Реализована она в этой версии совсем простенько: вы даже не можете указать, какие параметры не вставлять. Кроме того, в изменённых файлах стек истории переписывается целиком, и это действие не отменяемо (есть подозрение, что с появлением сохраняемых вариантов обработки эта проблема будет решена). Но само наличие этой функции автоматически выводит программу на первый план среди аналогов. Из свободных приложений такое умеет только Rawstudio и плохо пропатченный UFRaw.
Для экспорта достаточно выбрать на световом столе нужные снимки, выбрать конечный формат и нажать кнопку «Экспортировать». Графической индикации прогресса экспорта нет, но поскольку выполняется он а) быстро и б) отдельным потоком, вы можете совершенно спокойно заниматься редактированием следующей съёмки, пока dt неслышно шуршит винчестером.
Конечные форматы — 8-разрядные JPEG, PNG и PPM, а также PFM, который, вообще говоря, является форматом HDR. Экспорта в TIFF нет только потому, что автор, по его же признанию, лентяй :) Файлы сохраняются в тот же каталог, что и файлы съёмки. При совпадении имён файлов (например, если вы открыли JPEG и его же экспортируете) в название экспортируемого файла добавляется суффикс "_dt".
Как уже писалось выше, программа наскозь модульная, поэтому если вам не хватает, к примеру, эскпорта на Flickr или PicasaAlbums, возьмите и напишите его :)
Проявка
Как уже было написано выше к вящему удовольствию почтенной публики, вся обработка ведётся в аппаратно-независимом пространстве CIE LAB с точностью в 32 разряда с плавающей точкой на канал. Вся, кроме двух модулей, которые находятся вне конвеера обработки: гаммы и баланса белого.
Действие каждого из модулей можно временно отключать щелчком по галке рядом с названием этого модуля в панели справа, что немедленно отражается слева в модуле «История изменения». Это невероятно удобно, потому что для временной отмены внесённого где-то посередине изменения не нужно прыгать через половину истории действий, попутно отменяя прочие правки.
Сами модули появляются в панели в том случае, если нажаты соответствующие им кнопки в нижней части правой панели.
Лично мне такое решение принципиально не нравится, поскольку в обозримом будущем количество модулей будет лишь увеличиваться. Не укладывать же кнопки в четыре-пять рядов, в самом деле!
Масштаб просмотра контролируется несколькими способами:
- простое вращение колеса мыши меняет его плавно;
- щелчки клавишей колеса мыши меняют масштаб с вписывания в окно на 100%, затем на 200%, затем сразу на вписывание в окно;
- горячие клавиши 1 (переключение между 100% и 200%), 2 (вписывание по высоте) и 3 (вписывание по ширине).
Панорамирование выполняется перетаскиванием с нажатой левой клавишей мыши прямо по изображению, либо через модуль «Навигация» вверху слева. Переключение между световым столом и проявкой выполняется двойным щелчком по снимку или нажатием клавиши e.
Ну а теперь давайте посмотрим на модули поближе.
Гистограмма
Модуль гистограммы не просто отображает гистограмму RGB и канала яркости, он ещё и позволяет перетаскиванием вправо-влево менять экспозицию. Двойным щелчком это изменение сбрасывается.
Поскольку при перетаскивании меняется значение экспозиции в модуле «Экспозиция», в блоке истории изменений эти священнодействия над гистограммой записываются именно как изменения в модуле «Экспозиция».
Гамма
Практически повторяет регуляторы гаммы и линейности из UFRaw.
Не знаю как вы, а лично я его вообще не трогаю, и у меня он выключен за ненадобностью.
Повышение резкости
Типичная нерезкая маска (USM) с радиусом, силой применения и порогом. Результат лучше всего виден при масштабе 1:1.
Чтобы не заниматься ерундой как авторы Lightroom и не реализовывать прямоугольник предпросмотра 1:1 прямо в модуле, на будущее задумано добавить перемещаемую по снимку лупу, автоматически всплывающую при активации модулей повышения резкости и эквалайзера (см. ниже).
Кадрирование и вращение
Это один из несколько недоработанных модулей. Вы пока что не можете рисовать рамку кадрирования или линию прямой прямо на снимке, но управление прямоугольником кадрирующей рамки через ползунки, в целом, спасает.
При активации модуля на снимке рисуется классическая композиционная подсказка «девять долей»:
На будущее, конечно же, запланировано расширение функциональности: работа прямо на снимке, изменяемая подсказка по композиции и т.д.
Искажения оптики
Darktable — четвёртое по счёту приложение, где реализована поддержка библиотеки LensFun Андрея Заболотного, позволяющей полуавтоматически корректировать искажения, вносимые фотооптикой. В случае с dt коррекция пока что ограничена геометрическими искажениями. База данных LensFun по хроматической аберрации, мягко говоря, неполна, так что не исключено, что коррекция ХА в дальнейшем будет выполняться средствами LibRaw, где это делается до дебайеризации.
Для того, чтобы коррекция была выполнена, нужно ручками вбить фокусное расстояние, нажать кнопку «Объектив» и из раскрывшегося списка выбрать объектив, использованный для съёмки этого кадра. Тем, кто ни разу не сталкивался с LensFun или коррекцией искажений вообще, может быть непонятно, к чему такие шаманские пляски.
Дело в том, что в своё время прописывание уникального идентификатора модели объектива не было учтено в стандарте Exif. Как говорит Андрей, иногда модель объектива можно определить по специфическим данным в Makernotes (группа полей метаданных, специфичных для производителя фотоаппаратуры), но чаще объектив вообще никак нельзя определить.
Кроме того, есть такие производители объективов как Sigma, которые выпускают модели для камер Nikon и Canon, используя те же цифровые идентификаторы, что и «родные» объективы этих производителей, но с совсем другими параметрами. Ну и совсем тяжко со старыми объективами, которые были изготовлены до цифровой эпохи в фотографии и во многих случаях вешаются на задник разве что через переходной байонет.
Кривая тонкоррекции
Как уже говорилось выше, кривая в dt очень напоминает кривую в Lightroom: у неё точно такие же четыре зоны с маркированием доступных пределов редактирования: совсем тёмные участки (blacks), тени (shadows), полутона (midtones) и яркие участки (highlights). В поставке есть три профиля: линейная кривая, средний контраст, высокий контраст. Сохранения своих кривых пока нет.
Регулирование нижней части кривой вверх позволяет получать тот самый эффект заполняющего света, по которому страдают некоторые, кого, в целом, устраивает UFRaw. Не знаю, чем их не устраивает аналогичное дёрганье кривой в самом UFRaw. Вероятно, дело в наглядности :) А так эффект должен быть примерно одинаковым, потому что в UFRaw кривая работает в пространстве LCh, а это тот же самый LAB, только в полярных координатах.
Цветокоррекция
Это достаточно интересный инструмент, позволяющий контролировать насыщенность и цветовой баланс путём рисования и последущего перемещения прямоугольника по квадратной диаграмме. Диаграмма является разновидностью двухмерной диаграммы ахроматических каналов a и b, а точнее — срезом цветового тела LAB в отметке 53 светлоты, вписанным в квадрат и сэмплированным в матрицу 8×8.
Коррекция баланса выполняется рисованием и перемещением прямоугольника по «шахматной доске». Скажем, если задрав насыщенность, вы обнаружили, что трава потеряла естественный цвет, правильным размещением корректирующего прямоугольника вы можете это исправить.
Помимо коррекции цветового баланса модуль может выполнять тонирование изображения.
Для этого вам нужно сначала обесцветить его при помощи модуля «Обесцвечивание» (см. ниже), затем нарисовать поверх шахматной доски прямоугольник нужного размера и переместить его на клетку, соответствующую нужному цвету тонирования. Или даже на несколько соседних клеток. Ползунок насыщенности в этом случае будет регулировать интенсивность тонирования.
Обесцвечивание
Это второй модуль, использующий тот же виджет с диаграммой CIE LAB. Любопытный момент здесь состоит в том, что если в прочем софте корректирующие фильтры предлагают в виде предустановок, то здесь вы можете применять фильтр интерактивно, перемещая окружность с переменным диаметром по плашкам. Диаметр окружности меняется вращением колеса мыши.
Положение окружности, как вы понимаете, подбирается индивидуально для каждого изображения. На иллюстрации ниже выбранное положение окружности фильтра обусловлено в том числе и тем, что стенка позади девушки не просто шершавая — на ней сантиметровые рельефные выступы, которые ещё и отбрасывают небольшую тень. При помощи фильтра, как видите, фон удалось сделать существенно менее отвлекающим без дополнительного размывания по маске или ковыряния лечебной кистью в GIMP.
Кроме того, нетрудно заметить, что диаметр окружности заметно влияет и на контраст. Вот так снимок выглядит с окружностью большого диаметра:
А вот так — с окружностью чуть меньшего диаметра:
Можно долго спорить о том, что удобнее и гибче: такой интерактивный виджет или же классический микшер каналов. Преимущества есть и у того, и у другого подхода. Модульность программы позволяет реализовать и обычный микшер канала, тем более что он уже доступен как оператор GEGL, а значит работы тут на один-два вечера в промежутках между работой, укачиванием младшего ребёнка и здоровым, крепким сном.
Экспозиция
Модуль экспозиции представляет собой, по сути, уровни на стероидах.
Первые два ползунка контролируют уровень чёрного и белого цветов. Третий ползунок нелинейно сжимает более яркие значение, причём до разумных пределов сдерживает клиппинг ярких участков.
Для коррекции экспозиции можно использовать как ползунок «Экспозиция», так и «Усиление». По моему личному опыту «Усиление» даёт более корректный результат при необходимости получить более яркую картинку.
Предел допустимых значений у всех трёх ползунков может показаться слишком большим, но тут не стоит забывать, что программа рассчитана на работу не только с цифровыми негативами, но и с HDR.
Просто подбирая значения, можно получать необычные эффекты на совершенно обычных снимках, а в паре с модулем обесцвечивания можно без труда получать гибко регулируемый эффект постеризации. Кстати, тонируемой :)
Результат может быть существенно более экстремальным. Скажем, кривляющегося Кортнева…
…можно без труда превратить в то, во что превращать его совершенно необязательно :)
Поле для экспериментов, как видите, велико и здесь.
Эквалайзер
Это ещё один интересный экспериментальный модуль обработки, реализующий представленную в этом году на SIGGRAPH научную работу по вейвлетам.
Как и уже известное вам расширение для GIMP, эквалайзер выполняет декомпозицию изображения в несколько уровней детализации, но используя не простые, а избегающие краёв вейвлеты.
Модуль использует известную звуковую метафору многополосных эквалайзеров для частот изображения. Вся детализация находится в правой части диаграммы (hi-pass), а все крупные части — в левой. На фоне отрисовывается гистограмма распределения разных уровней детализации по всем диапазону на исходном снимке.
Соответственно, для повышения резкости кривая в яркостном канале должна подниматься слева направо, а для подавления шума — опускаться в том же направлении. Подавление шума выполняется достаточно хорошо, поэтому из версии 0.4 даже был исключён отдельный модуль подавления шума. Ну и кроме того, дополнительный шумодав, также использующий вейвлеты и взятый из LibRaw, есть в модуле «Импорт цифрового негатива».
Как и в случае с модулем обесцвечивания, диаметр окружности меняется прокруткой колеса мыши.
Температура цвета
Текущая реализация этого модуля является скорее экспериментальной, но при этом позволяет получать достаточно удовлетворительные результаты. Идея взята из существующего оператора GEGL, где одним ползунком задаётся исходная температура цвета (при условии, что вы знаете температуру источника света), а другим указывается новое значение.
Крутить ручки не очень-то весело, поэтому можно нажать кнопку с надписью «Снять образец серого» и указателем мыши обвести прямоугольник, очерчивающий фрагмент условно-нейтрального серого цвета (хотя с некоторой поправкой подойдёт как чёрный, так и белый цвета). Обычно в качестве эталонного серого цвета выступает заранее снятая в текущих условиях освещения специальная эталонная серая карта размером с кредитку.
Изображение под рисуемой рамкой мгновенно обновляется по мере её рисования, так что вам не нужно как в UFRaw нажимать кнопку считывания данных.
Не могу сказать, что меня всегда удовлетворял автоматически подобранный баланс белого во всех конвертерах, которыми доводилось пользоваться. С другой стороны, когда около трети-четверти снимков в каталоге — концертные (а это весьма специфичные условия освещения), всерьёз претендовать на экспертное знание как-то не приходится. Словом, по временному отсутствию этой функции я лично особенно не скучаю, но понимаю, почему кто-то из читающих может скривиться.
Импорт цифрового негатива
В этом модуле русским по чёрному написано, что собранные в нём параметры низкоуровневые, и что вам скорее всего не придётся их трогать. Это не совсем так. Если вы привыкли к программам вроде UFRaw, где можно интерактивно выбирать алгоритм интерполяции или способ обращения с пересвеченными участками, лазить в этот модуль вам всё-таки придётся. Вместе с тем, есть надежда, что ряд параметров оттуда в будущем перекочует в отдельные более интерактивные модули, не требующие повторного импорта снимка.
Управление цветом
В darktable реализовано полноценное управление цветом. Вы можете указать профиль ввода, профиль вывода (сохраняемых файлов) и профиль монитора. Кроме того, DT умеет читать атом _ICC_PROFILE, что делает его третьим другом GNOME Color Manager :)
Но вот доступно регулирование всего этого богатства только в режиме проявки.
Локализация и документация
Честно говоря, я никогда не понимал политику нелюбви Adobe к выпуску широко локализованных продуктов. Взять тот же Lightroom: продукт на рынке скоро четыре года как (считая первую бета-версию), но вплоть до выхода версии 2.3 (январь 2009) был доступен всего на четырёх языках, к которым затем прибавилось ещё восемь. При этом в FAQ в ответ на вопрос о наличии локализованных версий продукта написано, цитирую, «Adobe is a leader in delivering high-quality, localized versions of its software.» Ну и как это называется?
Начиная с версии 0.4 интерфейс darktable может быть доступен на любых языках благодаря технологии gettext, позволяющей сообществу самостоятельно обеспечивать себя локализованными продуктами, не прибегая к разного рода извращениям. О русско- и шведскоязычных пользователях, впрочем, уже подумали. Для остальных в корне каталога с исходным кодом лежит подробная инструкция.
Говорить о документации на текущим этапе рановато. В остальном, надеюсь что этот обзор послужит заинтересованным отправной точкой к изучению программы.
Выводы и кратко о будущем
Как видите, проект взял очень резвый старт. За год фактического существования darktable дошёл до точки, когда лично мне каждый раз приходится искать причины для запуска UFRaw. И чем дальше будет развиваться программа, тем меньше этих причин будет оставаться.
По утверждению автора, на следующую версию (0.5) запланирована полноценная реализация работы с библиотекой снимков: постоянный импорт снимков, назначение меток, отсеивание снимков по меткам, прочие виды запросов. Кроме того, должна появиться лента снимков (filmstrip). В версии 0.6, по всей видимости, появится интерфейс к gPhoto для скачивания снимков с камеры и удаленного спуска затвора.
И кажется мне, что через каких-то два-три месяца придётся писать ещё один предварительный обзор минимум в половину этого. Потому что если вы почитаете список изменений к текущей версии 0.4, а потом обнаружите, что с момента выпуска версии 0.3 прошло всего два с половиной месяца… Чувствуете, чем пахнет?
Ну а если на момент оторваться от официальных планов, сама по себе свободная расширяемость программы позволяет в будущем делать просто оскорбительно произвольные штуки. Например, на основе libchamplain можно реализовать геотэггинг. А ещё можно написать расширение, которое будет выполнять экспорт брэкетов во временные файлы с последующим сведением их при помощи Enfuse и импортом результата в базу данных. Или через всё те же временные файлы создавать видеослайдшоу для DVD.
В этом смысле опциональная привязка darktable к GEGL ещё интереснее, поскольку это открывает программе двери в новый дивный мир продвинутых алгоритмов интерполяции, фанклубообразующих операторов и т.д. Я уже не говорю о том, что доступ к слоям и маскам позволит делать разные интересные штуки вроде цветных градуированных фильтров или мягкого фокуса, а доступ к SVG (GEGL поддерживает и фильтры SVG) и тексту позволит создавать не только оверлеи с копирайтом, но и, к примеру, быстро создавать фирменные открытки на основе фотографий.
Кроме того, у Йоханнеса была идея реализовать вейвлетную часть кода доступной для всевозможных расширений. Примерное количество возможных применений я даже не рискну назвать — так много их может быть.
Ну а самое приятное заключается в том, что работать с автором darktable сплошное удовольствие: он крайне восприимчив к идеям. И здесь я вас прошу только об одном: не забывайте, что авторы фрисофта — не ваши персональные рабы :)
Нет ответов на “darktable 0.4”