Выпущен Gimp 2.6

В новой стабильной версии GIMP произошла масса важных, местами даже знаковых изменений.

Самые важные изменения

GEGL

В этой версии GIMP наконец начинает понемногу использовать GEGL — новый «движок» программы. В кавычки стоило бы поставить и слово «новый», поскольку работа над этим проектом началась еще в 2000 году. Но так уж вышло, что GEGL в GIMP появился только сейчас.

Говоря занудным техническим языком, GEGL — фреймворк для обработки изображений на основе графов. Проиллюстрировать это можно Компоновщиком из расширения MathMap:

К GEGL это расширение отношения не имеет, зато сразу видно, на что будет похожа обработка изображений: каждое изменение исходного слоя (группы слоев и т.д.) записывается в отдельный узел компоновки, а исходные данные физически не меняются. Причем изменения не ограничиваются цветокоррекцией, как в Photoshop: гауссово размывание, полярные координаты, разностные облака, генератор фракталов — параметры любого примененного фильтра можно будет в дальнейшем изменить.

Добавьте к этому работу в цветовом пространстве scRGB (через 32-разрядный линейный RGBA) и поддержку YCbCr, YUV и LAB. Добавьте к этому поддержку SVG и фильтров SVG… Добавьте к этому аналог записи макросов (скопировать все узлы между этим и этим и применить полученную цепочку обработки к вот этой картинке)… Уже интересно? Но в GIMP 2.6.0 всего этого пока нет. О том, когда будет — чуть позже. А пока о том, на каком уровне сейчас интегрирован GEGL.

Во-первых, инструменты цветокоррекции по желанию пользователя могут использовать GEGL. По умолчанию это отключено, поскольку GEGL сейчас работает достаточно медленно.

Во-вторых, в новую версию добавлен экспериментальный инструмент GEGL, позволяющий производить над изображением/выделением те или иные операции и просматривать изменения прямо на холсте. Некоторые из операций в «чистом» GIMP отсутствуют:

 

По мере дальнейшей интеграции существующие расширения в комплекте поставки будут переписываться как операции GEGL.

Cairo

В этой версии GIMP начинает использовать Cairo для различных частей интерфейса — от незаметных, вроде миниатюр слоев, до весьма очевидных, вроде диалога кривых или панели навигации.

В дальнейшем планируется перенести на Cairo все остальное — кривые, инструменты трансформации…

Инструменты

Кадрирование и выделение

Как вы помните, в версии 2.4 инструменты выделения и кадрирования претерпели существенные изменения. В новой версии программы работа над ними продолжена. Упрощено создание узких выделений: как только оно становится настолько маленьким, что активные зоны внутри не помещаются, эти зоны переносятся наружу.

Таким образом инструменты прямоугольного и эллиптического выделения (а также кадрирования) прекрасно справляются с задачами, для решения которых в том же Photoshop пришлось сделать два отдельных инструмента (Single Row Marquee и Single Column Marquee).

Многоугольное выделение

Инструмент свободного выделения теперь может создавать многоугольные выделения:

Они создаются очень просто: щелкаете курсором в одной точке, перетаскиваете его в другую точку, щелкаете еще раз, ну и так далее. Для создания обычного выделения от руки нужно нажать клавишу мыши (или прижать стилус планшета) и, не отпуская ее, перетащить. В одном выделении можно легко комбинировать многоугольные выделения и выделения от руки:

При создании многоугольного выделения клавиша Ctrl работает ограничителем перемещения с шагом в 15 градусов.

Трансформация

Еще одно новшество, которое упростит работу с многослойными изображениями вроде коллажей — полупрозрачность, позволяющая одновременно видеть исходный объект и получаемый вариант:

Текст

Размер текстового блока теперь можно изменить, перетаскивая его за активные зоны, уже знакомые по инструментам выделения.

Убедитесь, что у вас достаточно свежая (не меньше 1.20.1) версия Pango. Иначе пробелы перед словами будут оказываться в начале новой строки, а не в конце предыдущей, как это с сожалением проиллюстрировано выше :)

Цветокоррекция

Параметры применяемых инструментов цветокоррекции теперь автоматически запоминаются. При желании им даже можно дать имя.

Раскрывающийся список с сохраненными параметрами (предустановками) находится в верхней части диалога каждого инструмента цветокоррекции:

Параметры можно сохранять во внешний файл и передавать другим людям, которые смогут их импортировать, а также (что неудивительно) удалять их.

Кроме того, измененные значения яркости-контраста можно сразу отредактировать в диалоге уровней, а последние — в диалоге коррекции кривых. Вот как это выглядит.

Открываем диалог «Яркость-Контраст» и меняем значение:

Нажимаем кнопку «Изменить эти параметры как уровни» и получаем:

Еще немного меняем параметры, нажимаем кнопку «Изменить эти параметры как кривые» и получаем:

Кстати, обратите внимание на внешний вид кривой: вот он, результат кейрофикации — красивая сглаженная кривая.

Наконец, последнее изменение, не требующее снимка экрана — обесцвечивание стало полноправным инструментом цветокоррекции, и результат обработки можно просматривать прямо на холсте.

Кистевые инструменты

В кистевых инструментах улучшена реакция на динамику при использовании графических планшетов. Кроме того, выбор параметров теперь везде делается через вот такую удобную матрицу:

Динамика опционально может имитироваться и при обводке выделения.

Пользовательский интерфейс

В новой версии программы произошел ряд изменений, затронувших интерфейс. Некоторые из них ждали своего часа годами.

Наиболее заметное новшество — появление «пустого окна изображения». В это окно вы можете перетащить существующий файл. Здесь же, по всей видимости, со временем появится переключатель окон через вкладки (как в браузерах). Вы также заметите, что меню панели инструментов исчезло: его содержимое было раскидано по меню нового пустого окна. Теперь окна панели инструментов и все паркующихся панелей являются вспомогательными, т.е. всегда находятся вверху и могут быть временно спрятаны по нажатию клавиши Tab.

Разработчики склоняются к дальнейшему переходу к интерфейсу с использованием вкладок. Что, фактически, означает обоюдное сближение интерфейсов GIMP и Photoshop (CS4).

Некоторые изменения коснулись и паркующихся панелей. Если вы случайно закрыли нужную панель, ее можно вернуть, выбрав соответствующий пункт во вложенном меню «Окна → Недавние панели». Кроме того, вы теперь можете заблокировать положение вкладки панели, чтобы случайно не перетащить ее куда не надо (что порой случается при использовании графического планшета).

Новое меню «Окно» заменило собой меню «Диалоги» и теперь дополнительно перечисляет все открытые изображения. При наведении курсора на любое из них всплывает увеличенная миниатюра

Еще одно новшество сделает счастливыми практически всех: теперь изображение можно прокручивать за его пределами. Оно будет прокручиваться до тех пор, пока угол изображения не достигнет центральной точки окна. Это означает, что, к примеру, рисовать кистью по маске на краях стало гораздо удобнее:

Расширения

Изменения в этой части не очень существенные, их можно перечислить тезисно:

  • разные расширения могут применяться к разным слоям одновременно (гип-гип-ура распараллеливанию задач);
  • более широкий угол завихрения в расширении «Вихрь»;
  • 22 новых вариации в расширении «Пламя»;

Поддержка форматов файлов

  • загрузчик файлов PSD переписан заново и поддерживает больше возможностей этого формата (например, читает связанные ICC-профили)
  • открываются 16-разрядные файлы DICOM (поддержка третьей версии формата пока отсутствует).

Установка

В связи с постепенным переходом на GEGL необходимы свежие версии GEGL и babl. О Pango все уже сказано выше.

Что дальше

В рамках цикла разработки версии 2.8 планируется сделать следующее:

  • переписать проекцию (все, что вы видите, глядя на стопку слоев сверху) на GEGL, что должно автоматически повлечь за собой ускорение работы GEGL;
  • включить уже готовый код набора текста прямо на холсте, разработанный в рамках программы Google Summer of Code;
  • включить уже готовый код категоризации ресурсов (градиентов, кистей и текстур), разработанный в рамках программы Google Summer of Code;
  • включить уже готовые улучшения в программировании расширений на Python, подготовленные в рамках программы Google Summer of Code;
  • по возможности объединить все инструменты трансформации в один интерактивный инструмент, сразу с использованием Cairo;
  • во возможности переписать интерфейс с использованием вкладок и прикрепляющихся панелей.

В свете расползающихся слухов следует большими жирными буквами написать следующее:

В GIMP 2.8 НЕ БУДЕТ ПОЛНОЙ ИНТЕГРАЦИИ С GEGL И СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ БУДЕТ ПОЛНОЦЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ CMYK/LAB И 16 РАЗРЯДОВ НА ЦВЕТОВОЙ КАНАЛ.

Теперь по пунктам:

  1. Полная интеграция GEGL означает окончательный переход на новый формат, который пока еще только разрабатывается (см. OpenRaster и вокруг).
  2. Полноценная поддержка CMYK не интересна никому из нынешних активных разработчиков, в отличие от, скажем, HSB, YUV и LAB (лидер GEGL раньше занимался видеоинсталляциями). Если в команде появится человек, имеющий соответствующую квалификацию, дело пойдет куда как быстрее.
  3. Высокая разрядность разработчикам GIMP интересна. Но дом начинают строить с фундамента, а фундамент этот (GEGL) пока еще не на месте.
  4. Активных разработчиков GIMP сейчас фактически трое. ТРОЕ. Плюс несколько подключающихся сейчас к разработке новичков (привет, Алексия и Ауримас :)). Прежде чем вы начнете высказывать претензии или учить их жизни, подумайте об этом как следует.

И небольшой анонс: в ближайшее время вас ждет новая версия UFRaw с упрощенным преобразованием в ч/б (по яркости, светимости, значению или через микшер каналов), упрощенным сохранением проявляемых цифровых негативов, автокоррекцией геометрических и прочих искажений (интеграция с LensFun).


Обзор подготовил Александр Прокудин
Лицензия: GNU FDL без инвариантных разделов

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*