Отчёт о Libre Graphics Meeting 2007

Давно прошли времена, когда хакеры встречались либо в онлайне, либо в LUG. Теперь каждый год по всему миру проводятся конференции для разработчиков и пользователей свободного софта, где каждый может встретиться лицом к лицу с автором любимой или, напротив, ненавистной программы и честно высказать ему всё, что накопилось в душе.

Прошедшая в марте прошлого года в Лионе конференция Libre Graphics Meeting была знаковым событием: ещё ни разу разработчики ведущих свободных программ для работы с графикой не встречались в таком составе и количестве.

Стоит сразу отметить, что если первая конференция стала праздником души для разработчиков, то вторая, монреальская — отрадой для пользователей — пользователей действительных и пользователей потенциальных, размышляющих, примеряющихся и интересующихся.

lgm logo

Первое, что бросилось в глаза на конференции — заметный недостаток «юношей с горящим взором». Более того, основной контингент присутствовавших, скажем, на презентациях Scribus и hugin/panotools — дядечки далеко за 40. Это, в принципе, понятно: фотографы-панорамщики, работающие за деньги, тратят по пять тысяч долларов в год на обновление железок и с юношами там предсказуемый недобор. Что касается препрессников, то если уж из всей обширной команды разработчиков Scribus всего двоим участникам меньше 30 лет (а некоторым экземплярам и вовсе за 50 и даже 60), то что и говорить о пользователях программы.

flags

Хорошо это или плохо — сложно сказать. С одной стороны, как верно заметил один мой квазиоппонент на linux.org.ru, хочется, чтобы те же форматы/стандарты (в исходном контексте — применительно к XMP) делали компании, «которые на рынке обработки графической информации работают больше десяти лет». С другой стороны, если молодёжь не будет приходить в проекты по разработке свободного софта, проекты загнутся несколько быстрее, чем хотелось бы.

Здесь будет не лишним упомянуть, что в роли слушателей на конференции оказалось достаточно много людей, занятых в сфере образования. На фото внизу — Анри Коте (André Cotte) из учебного центра Société GRICS, кстати, спонсирующего перевод документации Scribus на французский язык.

andre

Конференция в некотором смысле началась до официального вступительного слова и закончилась тоже несколько позже: Игорь Новиков из sK1 и Андреас Фокс из Scribus по случайному совпадению летели рядом в одном самолёте из Парижа в Монреаль, а вашего покорного слугу угораздило оказаться в одном самолёте из Монреаля до Цюриха с Мартином Нордхольцом из GIMP. Основная часть приехавших на конференцию разработчиков GIMP путешествовала одной компанией по Канаде ещё добрую неделю.

andre

Первое большое собрание состоялось вечером 3 мая за ужином, где mrsdocs — жена Питера Линнела aka mrdocs — оказалась за одним столом с 12 разработчиками и, со слов Игоря Новикова, отважно продержалась до конца раунда. В это самое время некто prokoudine в компании с «панорамщиками» Ювалем Леви и Пабло Д’Анжело мерял шагами бульвары Монреаля, обсуждая проект Google Summer of Code, ныне успешно завершённый.

Официально же конференция началась с выступления её организатора, Луи Дежардена, мужественного человека, боровшегося с бюрократией спонсоров и всё-таки её заборовшего :)

louis

Пожалуй, полностью пересказывать содержание общедоступного плана выступлений смысла не имеет, поэтому сконцентрируюсь на отдельных интересных моментах.

Scribus и типографические снобы

В февральском обзоре журнала PC Pro разработчики Scribus удостоились звания типографических снобов из-за того, что отказываются реализовывать имитацию полужирного и курсивного начертаний. На LGM Питер Линнелл, отвечающий в проекте за документацию и контакты с полиграфическими компаниями, объяснил, почему эту критику стоит воспринимать как похвалу и рассказал о том, как Scribus используется в реальной работе, а также продемонстрировал новые возможности версии 1.3.4. Желающие могли полистать некоторые публикации, полностью свёрстанные в Scribus — каталог исторических книг на немецком, подготовленный Кристофом Шэфером, газету Le Tigre, номера которой привёз Рафаэль Мельц, и некоторые другие материалы.

mrdocs

На второй презентации Андреас Фокс рассказал о новом текстовом движке и прочих смежных новшествах, продемонстрировал их часть, доступную в 1.3.4, к примеру — оптические поля, расширение глифов и трекинг (подробнее о новшествах этой версии вы можете прочитать в обзоре версии 1.3.4, опубликованном на нашем сайте).

andreas

Затем слово взял Питер и уже в лучших традициях Стива Джобса с совершенно невинным видом рассказал о том, что команда последний месяц тайком от общественности параллельно с подготовкой версии 1.3.4 занималась портированием программы на Qt4. Для демонстрации Питер зашёл на свою домашнюю машину, находящуюся по другую сторону Атлантики, во Франции, запустил Scribus 1.3.5, загрузил в него гигантский рисунок в EPS и показал, как шустро реагирует программа на его действия.

Ориентировочная готовность этой версии пока неизвестна. Поначалу ожидалось, что в ней не будет никаких функциональных изменений и она будет просто копией 1.3.4, переписанной на Qt4. Но сейчас в дерево разработки уже включены результаты обоих проектов Google Summer of Code 2007 — ввод формул на LaTeX и спуск полос.

На прочих презентациях разработчиков Scribus почти не было видно — они использовали любую возможность лицом к лицу обсудить все насущные дела и поработать над 1.3.3.9 и 1.3.4, просиживая за лэптопами с утра до ночи.

Разблюренный чернильный ландшафт

На конференции основная команда разработчиков программы присутствовала практически в полном составе. Как мне кажется, с точки зрения ориентированности на пользователей именно презентации по Inkscape оказались наиболее показательными, поскольку именно на них демонстрировались приёмы сложной работы с программой (создание фотореалистичных рисунков на основе фотографий, подготовка комиксов).

chris lilley

Одним из результатов стало проходящее сейчас в списке рассылки SVG обсуждение реализации градиентной сетки в SVG 1.2 Full, инициированное одним из разработчиков Inkscape после предварительной беседы с Крисом Лилли (Chris Lilley) на конференции. Сейчас Крис стал регулярно появляться в списке рассылки для разработчиков Inkscape.

pygmee

Ещё одна минипрезентация Inkscape проходила в течение всей конференции: Седрик Жеми привёз несколько сигнальных экземпляров первой книги по Inkscape на французском языке «Inkscape: Apprenez, pratiquez, créez«, автор которой, очаровательная Элиза де Кастро Герра, приехать не смогла.

Проект sK1 и реверс-инженеринг CDR

Эти презентации прошли с разрывом в двое суток. В первый день конференции Игорь и Валентин на пару довольно бодро рассказали о достижениях в расковыривании формата Corel DRAW (их работа документируется в нашей базе знаний).

frob

Сделано самое главное:

  • импорт контуров;
  • импорт плоской заливки и обводки (без градиентов);
  • импорт цветов в RGB, CMYK и Pantone (пока что преобразовывается в CMYK).

На третий день Игорь уже в одиночку демонстрировал новшества sK1:

  • использование Cairo;
  • производительность при работе с большими картинками;
  • полноценная поддержка CMYK;
  • управление цветом;
  • импорт CDR.

Сейчас идёт отладка нового сайта sK1, об официальном запуске которого будет сообщено отдельно, с приличествующими событию фанфарами, шариками и народными гуляниями.

nashi

Конференция стала местом зачатия ещё одного проекта — UniConvertor, который теперь в некотором смысле занимает место ушедшего в историю проекта VectorSection (ранее — ÜberConverter) и является универсальным транслятором между поддерживаемыми форматами векторной графики (CDR, CMX, AI, CGM, WMF, XFIG, SVG, SK, SK1, AFF). Поддержка UniConvertor ожидается в sK1, Scribus и, вероятно, Inkscape.

GIMP, много битов и юзабилити

После презентации о GEGL удалось немного поговорить с Ойвиндом Коласом. Краткая выжимка беседы прилагается.

Ойвинд, твоя презентация о GEGL мало чем отличается от зимней фосдемовской.

Да, они примерно одинаковы; разница, пожалуй, лишь в названиях конференций и составе списка запланированных дел в конце презентации; ну и сокращены примеры кода. Презентация не нуждалась в особых изменениях, поскольку она об API и архитектуре GEGL, которые не успели поменяться с тех пор, и это, пожалуй, очень хорошо ;)

Как поживают твои собственные проекты на основе gggl? Ты будешь портировать их на GEGL?

Bauxite никогда не портировался с gggl на GEGL, но части oxide, равно как и сам gggl стали частью GEGL. Программа для показа презентаций, которую я использовал на FOSDEM и тут на LGM — вероятно, самая сложная из использующих GEGL. Вторая такая используется для тестирования GEGL и живёт в его дереве разработки, хотя мне не очень хотелось туда её помещать, чтобы люди не принимали её за полноценное приложение. Она написана на C, который, по-моему, является неправильным языком для таких целей. Если бы она была переписана на Ruby или Python, код был бы в 20 раз меньше и практически без ошибок (на самом деле, уже существует третье такое приложение — gnome-scan Этьена Берсача  — прим.авт.).

Какая помощь GEGL, на твой взгляд, особенно важна?

Стоило бы написать приложение, использующее GEGL для внесения фиксированного числа изменений в изображение или серию изображений (коррекция баланса белого, уровни, нерезкая маска и т.д.). В идеале его стоило бы написать на Python, чтобы заодно протестировать эти привязки. Ещё было бы очень здорово реализовать обработку при помощи GPU, либо создав альтернативное ядро, либо изменив текущее, не меняя эталонную реализацию операторов.

Ты видишь какую-либо пользу от LGM для проектов GIMP and GEGL?

Я не могу говорить за GIMP, хотя проекту GEGL было интересно встретиться с разработчиками GIMP ;) До сих пор мне не приходилось сталкиваться лицом к лицу только с Мартином Нордхольцом aka Enselic. На самом деле, я сказал Жоао (организатору участия GIMP в LGM в этом году), что Мартин обязан получить финансирование, чтобы попасть сюда — он уже участвовал в разработке GEGL, и я решил, что нет лучше способа сделать его постоянным участником проекта чем заманить его в ловушку: дать возможность встретиться со всеми нами лично. И, похоже, этот фокус сработал ещё до начала конференции, если ты внимательно посмотришь в журнал изменений дерева Subversion ;)

Как насчёт общения с участниками других проектов?

Для меня было важно встретиться с разработчиками Krita. Я был несколько разочарован, узнав, что приехало лишь двое из них (что, впрочем, уже в два раза больше по сравнению с прошлым годом). Видишь ли, я никаким боком не отношусь к разработчикам программы, но со мной часто советуются по поводу архитектуры Krita. Во-первых, я постоянно вишу на их канале в IRC :). Я там уже месяцев 14, наверное — вряд ли кто-то из самих разработчиков провёл там столько же времени, потому что я никогда не закрываю сессию. Ну а вторая причина — моя работа с Сирилом Бергером над OpenRaster.

Спасибо, что ответил на вопросы. Удачи!

И тебе тоже!

pippin

Нам, варящимся в этой среде постоянно и живущим на сборках из дерева разработки, в каком-то смысле легко — мы знаем, что на самом деле происходит в любой отдельно взятый момент. Но пользователям, которые раз в год или два ставят GIMP, немедленно ужасаются и сносят его, изменения в интерфейсе зачастую незаметны. Они просто не успевают их разглядеть.

Так вот, кому-то из вас это покажется невероятным, но целых две презентации GIMP было отдано теме юзабилити. Петер и Камила рассказали о том, как проводили исследование в рамках проекта OpenUsibility и продемонстрировали пример будущего интерфейса GIMP.

next gimp

Как уже известно, часть результатов их работы можно будет найти в новой стабильной версии GIMP, где существенно переработаны инструменты прямоугольного/эллиптического выделения и кадрирования. Документация по проекту и спецификации постепенно выкладываются на сайт gui.gimp.org.

Достаточно интересным оказалось выступление Майкла Терри из Университета Ватерлоо о проекте ingimp (Instrumented GIMP). Этот проект предлагает специальную версию GIMP, которая собирает и пересылает на сайт ingimp информацию о том, как используется программа: какие инструменты в каких режимах используются, какого размера окна приложения, какие фильтры чаще всего используются, какие действия чаще всего отменяются и т.д.

При старте программа показывает пару диалогов:

ingimp 1 ingimp 2

При выходе из GIMP собранная информация пересылается на сервер в сыром виде. Вот так выглядит сырой XML-журнал действий: пользователь впервые открыл ingimp, изменил ряд настроек программы, открыл фотографию, выборочно повысил резкость, скопировал слой, применил к нему эффект мягкого свечения, поменял режим наложения верхнего слоя на экран, изменил значение непрозрачности и свёл изображение. Обработанные данные выглядят вот так. На сайте проекта есть пример статистики данных.

По сути дела, проект частично восполняет собой невозможность постоянно проводить исследования по эргономике интерфейса, а в долгосрочной перспективе — помогает отслеживать реальный эффект изменений в интерфейсе. Если вам хоть раз приходилось слышать от Свена Нойманна фразу вроде «Я не знаю, насколько это востребовано», то наверняка понимаете, в чём смысл всей затеи.

Ясно, что ни один пользователь, пребывающий в здравом уме, не станет качать ещё одну версию GIMP только для того, чтобы продемонстрировать что-то разработчикам. Поэтому в перспективе — переписывание функциональности ingimp в виде обычного подключаемого расширения.

Между тем, MenTaLguY из команды Inkscape, заинтересовавшись идеей, в первый же вечер после презентации подготовил начальный код реализации аналога и для своего проекта.

Панорамы

Конференция собрала в одном месте нескольких фотографов, специализирующихся на коммерческой съёмке панорам, нескольких фотографов-любителей, отчаянно шифровавшегося участника одной из конференций SIGGRAPH прошлых лет, основного администратора проекта hugin/ptx в Google Summer of Code Юваля Леви и двух разработчиков — Пабло д’Анжело (hugin) и Джима Уоттерса (panotools). Последняя троица всё время держалась вместе, хотя Юваль изредка покидал их :)

pablo & jim

По панорамам было три мероприятия: презентация Пабло Д’Анжело с рассказом о новшествах в hugin (ассистент, HDRi) и проектах Google SoC, а также демонстрация сферических панорам на большом экране в первый вечер конференции и встреча в SAT с демонстрацией панорамной комнаты. Впрочем, SAT с их планами и взглядом на будущее видеоконференций — совершенно отдельная тема, достойная отдельной публикации.

Пожалуй, наиболее очевидный результат всех встреч — начавшаяся работа над свободной базой объективов, при помощи которой любое приложение для работы с графикой могло бы автоматически выполнять коррекцию геометрических искажений и хроматических аберраций. Пока что поддержка базы планируется в hugin, Krita и UFRaw. Обсуждение ведётся в списке рассылки CREATE.

Светская хроника или Что ещё происходило на конференции

Было довольно интересно наконец лично пересечься со Джоном Филипсом из Creative Commons, вместе с которым ваш покорный слуга когда-то стал биологическим отцом пары любопытных проектов.

rejom

Приехавший на конференцию Ральф Джайлз (Ralph Giles) сидел очень тихо, в диалоги особенно не вступал.

ralph

Это не помешало ему пообщаться с Валентином, в результате чего у Artifex, Ghostscript и широкой общественности появилась новая версия свободных шрифтов URW.

Между прочим, о шрифтах… Одним из несколько неожиданных гостей оказался разработчик редактора шрифтов FontForge Джордж Уильямс (George W. Williams). Он не готовил никакие презентации, ранее признавшись: «Меня нет в списке выступающих, потому что мне нечего сказать… Я пишу программы — вот как я разговариваю».

gww

Аудиозапись достаточно интересного интервью с Джорджем (на английском) можно послушать на сайте проекта Open Source Publishing.

Во время конференции Энди Фитцсаймон тихонечко в уголке рисовал новую заставку Scribus, а Жоао Каллигарис старался не мешать:

andy + joao

Луйя Чимбаланга (Luya Tshimbalanga) принёс на конференцию образец OLPC XO-2, надеясь в свободное время вместе с Мейрин Даффи разобраться там с клавиатурными проблемами. Дело кончилось тем, что эта игрушка по очереди отключала от внешнего мира всех участников конференции. Мы даже сняли её в окружении прочих мелких железок: Nokia N800 Гаррета ЛеСажа и Sharp Zaurus Валентина Филиппова. На самом Zaurus Валя в первый же день интереса ради собрал FontForge, больше того, в нём даже можно было рисовать глифы. Оказавшийся рядом Дейв Кроссленд из Open Font Library был в полном восторге :)

Libre Graphics Meeting 2008

По итогам нынешней конференции можно с уверенностью сказать следующее:

  • LGM2008 будет длиться четыре дня;
  • больше внимания будет уделено встречам между разработчиками.

Перед началом LGM2007 выдвигались два варианта места проведения следующей конференции: Штуттгарт (Германия) и Амстердам (Нидерланды). Но похоже, что в следующем году Libre Graphics Meeting примет красивый старый польский город Вроцлав (Бреслау), ныне проталкиваемый администрацией как новый инновационный центр Восточной Европы.

Эта идея поступила в последней день конференции от Камилы. Вернувшись домой она нашла время, чтобы встретиться с представителями нескольких местных организаций, заинтересованных в участии. Из них наибольший энтузиазм проявила AASO (Academy of Alternative Operational Systems), уже имеющая опыт проведения нескольких конференций. Очевидно, её представители и займутся подготовкой LGM2008.

Определено и место проведения LGM2009 — Брисбан, Австралия.

Дополнительные материалы по конференции

В базе знаний заведена страница, в которой размещаются ссылки на дополнительные материалы по конференции: презентации, отчётные статьи, интервью, отчёты в блогах участников, фотографии и так далее. В плане выступлений на сайте LGM выложены ссылки на видео, снятое MacSlow.

GIMP team


Автор: Александр Прокудин
Фото: Александр Прокудин
Лицензия на текст и фото: Creative Commons Share-Alike 3.0
Групповое фото: Якуб «Jimmac» Штайнер © 2007

1 Trackback / Pingback

  1. Libre Graphics Meeting 2009 и linuxgraphics.ru

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.