Inkscape 0.45

Вышла новая версия редактора векторной графики Inkscape. По традиции вместо перечисления новшеств вашему вниманию предлагается полный иллюстрированный обзор.

Кратко о главном

В этой версии редактора векторной графики Inkscape представлены результаты работы участников Google Summer of Code 2006, а также масса прочих улучшений. Основные изменения таковы:

  • Гауссово размывание стало первым фильтром SVG, поддерживаемым Inkscape. Вы можете размыть любой объект на рисунке, и он по-прежнему будет оставаться векторным и изменяемым. Это делает Inkscape ещё более мощным творческим инструментом.
  • Ускорение отрисовки и интерактивность: Inkscape стал не только быстрее отрисовывать, но и быстрее откликаться на действия пользователя при работе с большими и сложными рисунками.
  • Новый диалог История действий позволяет быстро вернуться к любому этапу создания рисунка.
  • Улучшены инструменты. В частности, добавлен новый режим выбора в инструменте правки узлов и изменяемое закругление шляпок в каллиграфическом пере.
  • Встроенный Векторизатор растра лучше выполняет векторизацию в цвете, его диалог был переработан и обзавёлся новыми параметрами.
  • Множество улучшений и исправлений в каркасном режиме отображения, добавлено переключение по клавиатурной комбинации.
  • В меню Справка появились пункты, ссылающиеся на различные справочные ресурсы по Inkscape и SVG.
  • Добавлено много новых расширений эффектов, включая Цветовые эффекты и Текстуру по контуру.
  • Появилось множество менее заметных улучшений, исправлены сотни ошибок.

Скорость отрисовки

  • Прерываемое отображение: раньше Inkscape ничего не мог сделать до тех пор, пока текущая видимая область не отрисуется. Теперь отрисовка стала прерываемой, так что программа быстрее откликается на ввод с клавиатуры и мыши, может отменять происходящую отрисовку и начинать её заново, если вы начали что-то изменять. В результате работать с Inkscape стало гораздо удобнее. Эта прерываемость настроена на некоторые действия, подразумевающие длительное перетаскивание (например, перетаскивание узлов), за счёт чего достигается компромисс между быстротой отклика и завершённостью отображаемого рисунка.
  • Отрисовка в целом стала на 2-3% быстрее:
    • сложные рисунки с полупрозрачностью отображаются быстрее на 5%;
    • радиальные градиенты отрисовываются как минимум на 10% быстрее.
  • Улучшено качество отрисовки (композитинга). Это особенно заметно при использовании (частично) прозрачных градиентов, полошение заметно меньше выражено. В ряде случаев увеличена и скорость.
  • Улучшения в откликаемости достаточно заметны при работе с планшетом и большом масштабе отображения.

Палитра отмены и повтора действий

В Inkscape появился диалог «История действий», вызываемый комбинацией CTRL+SHIFT+H или из меню «Правка→История действий…».

Диалог истории действий

  • Здесь отображаются все изменения с момента открытия документа.
    • В диалоге действия записываются сверху вниз;
    • Тип каждого изменения сопровождается своим значком и кратким описанием;
    • Для улучшения восприятия последовательные однотипные действия группируются и сворачиваются под треугольник, для каждой группы отображается число сгруппированных однотипных действий;
    • Щелчком по событию в списке можно переместиться по истории действий вперёд или назад.
  • Команды «Отменить» и «Повторить» в меню «Правка» отображают описания отменяемых и повторяемых команд.

Фильтры SVG

Благодаря программе Google’s Summer of Code в Inkscape появилась базовая поддержка фильтров SVG. Единственным доступным фильтром пока что является Гауссово размывание.

С его помощью вы можете мягко и естественно размывать любые объекты в Inkscape: контуры, фигуры, группы, текст, растровые изображения. Клоны наследуют размывание от оригинала, но также могут быть размыты независимо от оригинала (вы можете создавать и размытые клоны через «Узор из клонов»). Заливка и штрих размываются одновременно, создавая полупрозрачные «поля», которые плавно переходят в фон.

Гауссово размывание позволяет создавать немало фотореалистичных эффектов: тени произвольных очертаний, размывание вне зоны ГРИП, отбрасываемые тени, свечение и т.д. Кроме того, размытые объекты можно использовать в качестве маски для получения эффекта «растушёванной маски».

  • Для размывания выбранных объектов откройте диалог «Заливка и штрих» (Ctrl+Shift+F) и измените положение ползунка «Размывание». Размывание измеряется в процентах, где 100% соответствует радиусу размывания (стандартное отклонение Гауссовой функции) 1/8 периметра рамки (bounding box) объекта. Т.е., к примеру, у полностью размытого квадрата радиус размывания будет равен половине стороны, что превратит его в аморфное облако.
  • Размывание появилось и в диалоге «Создание узора из клонов». Во вкладке Размывание и непрозрачность вы можете указать процент размывание на строку или столбец, равно как и случайность размывания, а также сделать его чередующимся (то же касается и непрозрачности).
  • Качество размывания контролируется соответствующим параметром во вкладке «Фильтры» диалога параметров программы (Ctrl+Shift+P). Доступные варианты варьируются от наилучшего качества и наимедленной отрисовки до наихудшего качества и наискорейшей отрисовки. По умолчанию используется промежуточное значение. Любой вариант кроме «Наилучшего качества» может вызывать к жизни видимые артефакты отрисовки, особенно при размывании тонких штрихов; с другой стороны, «Наилучшее качество» может превратить Inkscape в «черепаху, ползущую умирать на вершину Килиманджаро» © gremlinn. Эти параметры актуальны только для отображения объектов на экране; при экспорте всегда используется максимальное качество (отсюда возможная медлительность программы при экспорте файлов с большим количеством размытых объектов).

Вот несколько примеров использования:

Размывание используется для имитации освещения силуэта сзади. Обратите внимание на свечения по краям силуэта:

inkscape-0.45-volumetric-light.png

Пример Константина Роткевича демонстрирует имитацию размывания вне глубины резко изображаемого пространства:

inkscape-0.45-depthoffield.png

Вот несколько советов по использованию размывания:

  • Маски и обтравка применяются после размывания. То есть, если вы применили к объекту обтравочный контур, а затем размыли его (или наоборот, сначала размыли, а потом применили — порядок погоды не делает), обтравленные края останутся чёткими. Часто бывает нужно именно это. Но если вам хочется размыть и замаскированные/обтравленные края (по возможности, с разным радиусом), вы можете использовать группировку: сгруппируйте обтравленный объект с другим (который потом можно удалить) и размойте всю группу.
  • Простая отбрасываемая тень делается проще простого: скопируйте объект, залейте копию чёрным цветом, размойте её и сместите немного в сторону и вниз. Однако, такая тень не будет сама обновляться при изменении исходного объекта. Если объект уже чёрный (или если вы хотите, чтобы тень была того же цвета, что и объект), вы можете склонировать его, а не скопировать, и тогда тень будет автоматически обновляться. Но что если отбрасывающий тень объект не чёрного цвета, а вам нужна автоматически обновляемая тень? Вот волшебный рецепт: сделайте заливку объекта неопределённой (объект перекрасится в чёрный цвет), создайте два клона, поместите один клон сверху и закрасьте его любым цветом, второй поместите внизу, размойте и сместите в сторону. Теперь вы можете спокойно редактировать исходный объект и всё будет обновляться.
  • Если заливку объекта размывать не нужно (например, это текстура или растровое изображение), но вы хотите растушевать края, используйте размытую полупрозрачную маску. Для этого скопируйте объект, залейте копию белым цветом, размойте насколько нужно, уменьшите размер, так чтобы её размытые поля полностью умещались в исходном объекте, выберите оригинал и копию и установите маску («Объект→Маска→Установить»).
  • При трансформации размытого объекта меняется и его размывание. Это относится и к масштабированию, так что при уменьшении объекта уменьшается и размывание. Таким образом, самым простым способом размыть контур по горизонтали сильнее, чем по вертикали, является следующий: растяните объект без размывания, размойте его и верните ему прежнюю форму (это работает только с растянутым контуром, у которого нет атрибута Transform).
  • Вы можете объединить размывание с градиентами. К примеру, эллипс с эллиптическим полупрозрачным градиентом будет выглядеть мягче и естественнее размытым. Объект с горизонтальным линейным полупрозрачным градиентом, будучи размытым, будет выглядеть так как если бы был больше размыт в своей полупрозрачной части, чем в непрозрачной.
  • Клон размытого объекта наследует размытость оригинала. Следовательно, вы можете размыть клон ещё больше, но не можете убрать размытость, чтобы сделать клон резче оригинала (разумеется, пока не отсоедините его). Диалог «Заливка и штрих» отображает значение размывания объекта, но не для клона.
  • Помните, что Firefox 2.0 не поддерживает фильтры SVG, так что ваши рисунки будут отображаться в нём неразмытыми. Вместе с тем, поддержка фильтров есть в нестабильной версии Firefox, которая станет третьей версией этого браузера. Браузер Opera, равно как и librsvg (используемый Wikipedia) и Batik корректно поддерживают фильтры.

Инструменты

Узлы

  • Вы можете наращивать или сокращать выделение узлов, держа мышь над узлом и прокручивая колесо мыши (вверх = нарастить, вниз = сократить), либо используя клавиши Page↑ (нарастить) и Page↓ (сократить). При наращивании к узлу, над которым находится курсор мыши, добавляется ближайший невыделенный узел. При сокращении выделение снимается с наиболее отдалённого узла. Есть два различных способа определения самого близкого и далёкого узлов:
    • Пространственное выделение (колесо мыши, Page↑/Page↓): расстояния до узлов измеряются напрямую, вне зависимости от того, к какому подконтуру относится узел.
    • Линейное выделение (Ctrl+колесо мыши, Ctrl+Page↑/Ctrl+Page↓): расстояния между узлами измеряются вдаоль контура, и в расчёт берутся только те узлы, которые принадлежащие тому же подконтуру, каковому принадлежит и выбранный узел (прочие подконтуры никогда не удаляются.

Эта техника удобна для быстрого выделения области из центра сложного контура в сторону его краёв, к примеру, для лепки узлов.

Каллиграфическое перо

  • Новый числовой параметр, «Скругление», контролирует скругление краёв каллиграфических штрихов. Его значение варьируется от 0.0 (плоская шляпка) до 1.0 (почти полукруглая шляпка). Скруглённые шляпки заметно улучшают вид штрихов с маленькой фиксацией, имитируя закруглённое перо.
  • Параметр «Торможение» переименован в «Виляние» с инверсией значения (т.е. маленькое торможение соответствует сильному вилянию, и наоборот). Увеличение этого параметра (по умолчанию оно равно нулю) заставляет перо дрожать и вилять, выводя узоры из завитушек.
  • В качестве первого шага к редизайну параметров инструментов, панель параметров инструментов переделана. Теперь она позволяет окну программы в ширину быть меньше ширины панели. Не уместившиеся параметры с правой стороны панели становятся доступными через раскрывающееся меню, где можно переключать значения, выбирать команды, задавать значения в полях и т.д. Кроме того, в каждом редактируемом числовом поле ввода появилось контекстное меню с набором осмысленных предустановок.
  • Каллиграфическое перо стало лучше откликаться на действия пользователя, что помогает избегать «капель» на концах штрихов при небольшой фиксации.

Пипетка

  • От неудачной идеи с кнопкой-переключателем отказались и вместо неё теперь два переключаемых параметра: «Снимать полупрозрачность» и «Установить полупрозрачность». Работают они следующим образом. Допустим, у вас выбран объект. Вы снимаете Пипеткой цвет с другого объекта, у которого красная заливка (#FF0000) и значение непрозрачности равно 0.5 (прозрачно наполовину).
    • Если переключатель «Снимать полупрозрачность» находится в положении выключено, выбранный объект получит заливку цветом #800000 (т.е. затемнённый красный), а непрозрачность заливки будет равна 1.0 (непрозрачно).
    • Если переключатель «Снимать полупрозрачность» находится в положении включено, но «Установить полупрозрачность» — в положении выключено, выбранный объект получит заливку #FF0000 (красный), а полупрозрачность будет равна 1.0.
    • Если оба переключателя находятся в положении включено, выбранный объект получит заливку цветом #FF0000 (красный) и непрозрачность со значением 0.5 (прозрачно наполовину).

Shift+щелчок мышью снимают цвет для штриха, а не для заливки. Стоит помнить, что Пипетка не меняет значение общей непрозрачности выделенного объекта(-ов), а меняет только заливку/штрих.

Векторизация

  • Новый алгоритм квантования цветов для многоразовой трассировки работает быстрее (особенно для большого количества цветов) и даёт более адекватные результаты при меньшем количестве используемых цветов. Это положительно сказывается при векторизации как полноцветных фотографий, так и ограниченных по количеству цветов рисунков.
  • Новый диалог «Векторизовать растр» теперь предоставляет доступ к трём дополнительным параметрам трассировки:
    • «Проигнорировать пятна»: если включено, точки и пятна больше заданного размера (в пикселах) при трассировке подавляются.
    • «Сгладить углы»: этот параметр контролирует закруглённость углов в оттрассированном контуре.
    • «Оптимизировать контуры»: если включено, полученные контуры с заданной точностью оптимизируются путём объединения соседних сегментов Безье.
  • Все органы управления в диалоге «Векторизовать растр» реорганизованы для ускорения поиска нужного. Теперь в диалоге две вкладки: «Режим» (где выбирается тип векторизации, например сокращение яркости или многократное сканирование в цвете) и «Параметры» (где указываются параметры векторизации, такие как сглаживание углов). Область предпросмотра сместилась вверх и вправо от вкладок. Большинство меток и подсказок переписаны и стали понятнее. Изображение в области предпросмотра стало в два раза больше.

Каркасный режим отображения

  • Появилась новая команда в меню («Вид→Режим отображения→Переключить») и новая клавиатурная комбинация (Ctrl+<keypad 5>)для переключения между нормальным и каркасным режимами отображения.
  • При редактировании рисунка в каркасном режиме в заголовок окна добавляется слово «(каркас)» справа от имени файла.
  • Объект с маской и/или обтравочным контуром» при просмотре в каркасном режиме теперь показывает сам объект и обтравочный контур/маску как объекты со штрихом разного цвета. По умолчанию у обтравочных контуров зелёный штрих, а у масок — синий.
  • Растровые изображения в каркасном режиме отображаются как блоки с красным штрихом и двумя диагональными линиями.
  • Объект без заливки и штриха, невидимый и не выбираемый щелчком мышью, теперь может быть выбран щелчком мышью в обычном режиме благодаря видимому штриху объекта.
  • Исправлена ошибка, при которой у фигур со штрихом толщина штриха оставалась прежней в каркасном режиме.
  • Все цвета штриха изменяются правкой группы “wireframecolors” в “options” файла предпочтений (~/.inkscape/preferences.xml). Атрибуты “onlight” и “ondark” устанавливают цвет штрихов объектов на светлом и тёмном фоне (по умолчанию, чёрный и белый соответственно); атрибуты “images”, “clips”, и “masks” устанавливают цвета растровых изображений, обтравочных контуров и масок (по умолчанию, красный, зелёный и синий соответственно). Каждый атрибут имеет десятичное значение, соответствующее шестнадцатиричному RRGGBBAA цвета.
  • Для особых случаев, таких как подготовка файлов для настольных плоттеров, в Inkscape появился параметр старта с включённым по умолчанию каркасным режимом. Для включения этой функции добавьте в preferences.xml следующую строку:
<group id="startmode" outline="1"/>

разместив её после открывающего тэга <group id=”options”>.

Импорт и экспорт

Сохранение в SVG

Для некоторых применений определённые аспекты сохраняемых Inkscape файлов SVG могут быть настроены правкой файла preferences.xml (графический интерфейс временно отсутствует). Группа <group id=”svgoutput”> внутри <group id=”options”> может содержать следующие атрибуты:

  • usenamedcolors (по умолчанию 0). Если значение не равно нулю, Inkscape использует символические имена цветов (скажем, “white” или “lime”) и обозначение цвета из трёх цифр (например, $dfe), где актуально; в противном случае, код цвета записывается шестью цифрами/буквами (например, $d0f0e0). Обратите внимание на то, что в 0.44 по умолчанию использовались именованные цвета, что создавало проблемы при использовании некоторых расширений эффектов.
  • numericprecision (по умолчанию 8). Это число значимых цифр для каждого числа в SVG. Вы можете понизить его, чтобы получить несколько более компактный файл SVG ценой точности.
  • minimumexponent (по умолчанию -8). В атрибутах transform= любое число, абсолютное значение которого меньше 10 в степени минимальной экспоненты (т.е. менее чем 10-8 по умолчанию) записывается как 0.
  • indent (по умолчанию 2) контролирует число пробелов в отступах при формировании файла SVG. Если значение равно нулю, отступы отсутствуют.
  • inlineattrs (по умолчанию 0). Если значение не равно нулю, атрибуты помещаются на той же строке что и тэги; в противном случае они разделяются переносом каретки.

Экспорт в PDF

Улучшен экспорт в PDF:

  • Новые возможности: могут быть встроены растровые изображения; файлы PDF можно экспортировать из командной строки, используя ключ –export-pdf.
  • Изменено поведение: убран бессмысленный вопрос о преобразовании текста в контуры.
  • Исправлены ошибки: определяется неудачное сохранение, пределы концов теперь >= 1, встраиваются полупрозрачные градиенты, исправлено наследование пунктирного стиля, полупрозрачности.

Импорт и экспорт AI

Поддерживается импорт и экспорт только Adobe Illustrator 8.0 и ранее (формат на основе PostScript). Это уточнено в диалогах «Открыть» и «Сохранить».

Экспорт в PS/EPS

  • Появилась возможность встраивать использованные в документе шрифты в PS и EPS. Пока что это работает только для шрифтов Type 1, но не TrueType. Этот параметр появляется в диалоге при экспорте, а также доступен из командной строки: –export-embed-fonts.

Экспорт в EMF

  • В Inkscape появились ограниченные средства экспорта в формат EMF (Enhanced Meta File). Это работает только в Windows, причём экспортируются только штрихи и заливки. Текст, растр, градиенты и полупрозрачность не поддерживаются.

Расширения

Расширения эффектов Inkscape, создаваемые на Python благодаря классу inkex, обеспечивают неплохой прирост функциональности за счёт того, что новым разработчикам не нужно разрывать огромную базу кода программы на C и C++. Вместе с тем, есть план переписать некоторые эффекты на C++ и включить в основной код. С этой точки зрения эффекты можно рассматривать как удобный способ прототипирования и тестирования алгоритмов.

Новые эффекты

  • Недавние исправления в <defs /> SVG сделали возможным закрыть позорную дыру в функционале программы и реализовать сценарий Раскрасить маркеры в цвет штриха. Больше не нужно вручную править код XML для перекрашивания стрелок: просто измените цвет линии со стрелкой и примените к ней этот эффект. В будущем ожидается более элегантное решение этого недостатка.
  • Шаблонный текст (“Lorem ipsum”, субменю «Отрисовка») — новое расширение, создающее традиционным бессмысленный текст на латыни для заполнения текстовых блоков в макетах. Вы можете задать количество абзацев, количество предложений на абзац и возможное отклонение числа предложений. Если существующий текстовый блок не выбран, создаётся новый, размером в холст, в который шаблонный текст и завёрстывается.
  • Фрактализовать (в субменю «Изменение контура») заменяет каждый сегмент выбранного контура кривой линией, поделённой на указанную глубину, со случайным образом смещёнными узлами.

inkscape-0.45-coloreffects_thumb.png

  • Цветовые эффекты: новая группа расширений в меню «Эффекты→Цвет», позволяющая одновременно некоторым образом менять все цвета в выделении. Эти команды меняют цвета заливки и штриха одновременно, включая градиенты (но не растровые изображения). Вот эти команды:
    • полный набор изменений в HSL (повышение/понижение тона, насыщенности или осветлённости на 5%),
    • «Ярче» и «Темнее» (коррекция яркости шагами по 10%),
    • «Обесцветить»,
    • «Градации серого»,
    • «Негатив»,
    • команды для удаления или обмена («”Бочка” RGB») красного, зелёного и синего каналов;
    • команда «Другой», где можно задать собственную формулу изменения каналов.

Обратите внимание: отмена этих изменений цвета вызывает ошибку, при которой объект кажется исчезнувшим; тем не менее, это лишь проблема отображения, вызванная порядком восстановления градиентов и использующих их объектов. Кроме того, эффекты могут достаточно долго отрабатываться на больших документах и больших выделениях с градиентами (это вопрос уже к коду XPath в Python). Несмотря на всё это, было решено расширения оставить, поскольку этой важной функциональности программе очень не хватало.

  • g2png («Группы в файлы PNG»): это новое расширение позволяет просто экспортировать любую группу или слой в отдельные файлы PNG. Это может быть полезно в том случае, если вы нарисовали группу значков в одном документе и хотите каждый экспортировать в отдельный файл.

inkscape-0.45-patternalongpath_thumb.png

  • Текстура по контуру: это новое мощное расширение позволяет гнуть, повторять или растягивать текстуру вдоль скелетного контура. Благодаря этому можно создавать разные интересные текстурные штрихи. Это расширение заменило собой прежнее под названием “Kochify”. Параметры эффекта таковы:
    • «Копии текстуры» — выбирается один из четырёх режимов: одиночная вытянутая копия текстуры помещается вдоль контура и вытягивается/втягивается до совпадения с его длиной; повторённая вытянутая: создаётся необходимое количество копий для совпадения с контуром по длине, а результат для точного совпадения растягивается; одиночные и повторённые: то же самое, но без растягивания.
    • «Тип деформации» может быть одним из следующих: «Змея» гнёт текстуру ровно по плоскости рисунка, ширина не зависит от направления; «Лента» гнёт текстуру как вертикальную ленту или как каллиграфический штрих с максимальной фиксацией, так что ширина зависит от направления (минимум — для вертикальных частей штриха, максимум — для горизонтальных).
    • Остальные параметры позволяют корректировать интервал между копиями текстуры и их смещение в двух направлениях (вдоль скелетного контура и перпендикулярно ему).
    • Обычно подразумевается, что текстурный объект горизонтален и гнётся по горизонтальной оси (по середине высоты) вдоль скелетного контура. В диалоге есть переключатель, позволяющий вместо этого использовать вертикально ориентированную текстуру («Текстура вертикальна»).
  • Расширение Извлечение изображения автоматически добавляет расширение имени файла к создаваемому растровому файлу.

Улучшенные эффекты

  • В расширении Измерить контур стало возможным определить ряд параметров (единица измерения, масштаб, точность, расстояние до контура).
  • Расширение Размывание кромки переименовано во Втяжка/Растяжка ореола во избежание путаницы с поддерживаемым теперь Гауссовым размыванием, равно как и для более точного описания выполняемой функции, заключающейся в следующем: в выделенном контуре создаётся группа втянутых и растянутых контуров, которые формируют пошаговый ореол вокруг объекта.
  • Отрисовщик функций улучшен и теперь обеспечивает большую гибкость в определении диапазона X и Y.

Инфраструктура

Появилось три новых типа параметров в интерфейсе эффектов:

  • вкладки;
  • перечисления;
  • группы параметров (radiobuttons).

Примеры использования можно увидеть в следующих переписанных расширениях: новый отрисовщик функций использует вкладки; перечисления используются в расширении «Текстура по контуру»; добавлен небольшой пример для разработчиков, демонстрирующий использование групп переключателей.

В файле расширения .inx можно указать параметр <effects-menu hidden=”yes”/> для скрытия расширения из меню «Эффекты». Тем не менее, такое расширение по-прежнему можно вызывать клавиатурной комбинацией через его id как «действие» в ~/.inkscape/keys/default.xml).

Прочие новшества

  • Непрозрачность объектов теперь измеряется в процентах, от 0% до 100%, как в диалоге «Заливка и штрих» (с одной цифрой дробной части), так и в статусной строке (без цифр дробной части), вместо диапазона 0-1.0 как прежде.
  • Команда «Сохранить копию» добавлена в меню «Файл». Таким образом вы можете сохранять сколько угодно версий документа, продолжая работать с ним. По умолчанию для вызова этой команды используется клавиатурная комбинация Shift+Ctrl+Alt+Shift.
  • Текст и текстовые блоки работают более согласованно. Теперь завёрстанный текст можно разместить по контуру или переверстать его в фигуру, как это можно было с делать с обычным текстом. До сих пор завёрстанный текст приходилось для этого преобразовывать в обычный, на чём многие пользователи застревали.
  • В меню «Справка» добавлены команды вызова, позволяющие пользователю наконец-то быстро получать доступ к нужной информации, такой как спецификация на SVG, книга Тавмжонга Баха по Inkscape, справка по использованию программы из командной строки, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д. Все эти страницы открываются в используемом по умолчанию браузере.
  • Упрощение контура теперь работает и с группой объектов: по умолчанию все контуры принимаются за один большой; во втором, новом режиме каждый контур группы упрощается отдельно. Для включения нового режима в файле preferences.xml атрибуту options.simplifyindividualpaths нужно передать значение 1.
  • При упрощении большого количества контуров (больше 20) Inkscape через статусную строку оповещает о статусе прогресса.
  • Добавлен новый тип лицензии в диалог метаданных: «Другая». В поле ниже можно ввести URI к тексту этой другой лицензии.
  • В заголовки экспортируемых файлов PNG записывается корректная информация о разрешении.
  • Новые шаблоны для носителей видеоданных (PAL, NTSC и HDTV 1080). Теперь устанавливаются пара шаблонов обложек DVD и шаблон деловой визитки 85×54, не устанавливавшиеся в предыдущей версии программы.
  • Булева операция «Контур→Сумма» (Ctrl++) работает даже с одним выбранным объектом. В этом случае он удаляет самопересечения выбранного контура.

Переводы и документация

  • Улучшены переводы программы на ряд языков (с ~0% до 90%);
  • Появился перевод на поросячью латынь. Isthay isway oughtbray otay usway ybay away ewnay anslatortray. Все поняли? Тогда ждём перевод программы на верлян :)
  • Обновлены переводы программы на остальные языки, включая русский. К сожалению, переводы на украинский и белорусский языки заметно сдали позиции.
  • Добавлены колонтитулы для уроков на русском.
  • Обновлён DoxyFile для Doxygen.

Клавиатурные комбинации

В предыдущей версии появилась возможность загружать свои схемы клавиатурных комбинаций. В эту версию вошли две новых схемы:

  • Adobe Illustrator
  • Macromedia Freehand

Разумеется, не все функции этих редакторов напрямую совпадают с функциями Inkscape. Если вы обнаружите, что схемы можно улучшить, сообщите нам об этом.

Кроме того, добавлена новая схема, построенная вокруг использования графического планшета как основного устройства ввода. В ней все часто используемые команды переложены на левую руку, так что пользователь как можно реже убирает руки с клавиатуры и пера планшета соответственно.:

  • right-handed-illustration.xml

Для того, чтобы использовать новый профиль, скопируйте его в тот же каталог под именем default.xml, перезаписав старый файл. Для восстановления настроек по умолчанию скопируйте файл inkscape.xml в default.xml.

Примеры

  • Со всей суммой новшеств последних двух версий (обтравочные контуры, маски и в особенности размывание) в Inkscape можно создавать фотореалистичные изображения. В каталоге share/examples вы найдёте два новых изображения автомобилей: car.svgz Константина Роткевича и gallardo.svgz Михаэля Гросберга (Michael Grosberg):

inkscape-0.45-photorealistic-car2_thumb.png

inkscape-0.45-photorealistic-car1_thumb.png

  • В Inkscape 0.45 пока что нет градиентных сеток. Но с появлением Гауссова размывания эта функция неожиданно стала вполне реальна. Ещё один документ с примером, gradient-mesh-experimental.svgz, объясняет, как Inkscape в будущем реализует эту функцию, не теряя совместимости с SVG.

  • Хотя Inkscape пока не поддерживает создание анимации, вы можете вручную добавить в файл SVG анимационные сценарии и атрибуты через обычный текстовый редактор — и такой файл по-прежднему будет редактируем в Inkscape. Tavmjong Bah использовал эту технику для создания анимированных часов (animated-clock.svg), которые при загрузке в просмотрщик, поддерживающий SVG-анимацию (Firefox, Opera или Batik), показывает работу часового механизма в режиме реального времени! Будучи загруженным в Inkscape, изображение остаётся статичным, но вы можете свободно менять объекты.

Новые зависимости

Программе нужны следующие системные компоненты:
  • GTK+ 2.8. При этом рекомендуется использовать 2.10.7 и выше, где исправлена ошибка, из-за которой Inkscape иногда падает при вводе чисел в спинбоксе.
  • Numerical Python,  необходим для эффекта перспективы. Его можно скачать с numpy.scipy.org.

Известные недочёты

Недостаточно хорошо работают некоторые функции:
  • Не используйте клон объекта как его обтравочный контур. В этой версии клон объекта нельзя использовать в качестве его обтравочного контура. Сначала нужно либо отсоединить клон, либо обтравить один клон другим. Корректное исправление этой ошибки потребует изменений в глубине массива кода программы, а потому отложено до более подходящего времени.
  • Не используйте испорченные темы Gtk+ в Linux. Inkscape и другие программы на Gtk+ могут «падать» при использовании «движка» gtk2-engines-smooth/libsmooth. То же самое происходит с темой Baghira в KDE при использовании gtk_qt_engine.

Планы на будущее

Перед самым выпуском новой версии разработчики пересмотрели планы на дальнейшую разработку. В итоге сделано две основных привязки по функциональности: версия 0.50 должна полностью поддерживать SVG Mobile (что, к примеру, подразумевает DOM scripting и анимацию), а в версии 0.53 код должен быть разделён на отдельные компоненты.

Что касается следующей версии, она будет, главным образом, результатом рефакторинга кода. Ожидается опциональная поддержка 2geom — библиотеки, реализующей алгоритмы вычислительной геометрии, первая альфа-версия которой совсем недавно вышла. Ожидается возвращение экспорта в PDF на основе Cairo. Этот новый фильтр экспорта было решено дописать позже и потому его исключили из релиза, немного доработав прежний, заметно неидеальный экспортировщик.

В духе предыдущей версии (0.44) сразу после глубокой заморозки функциональности 0.45 появился чрезвычайно полезный патч, добавляющий возможность редактировать опорные точки градиента прямо на холсте (в 0.44 это был диалог истории действий). Любопытные могут посмотреть видео. Эта функция тоже будет доступна в 0.46 и уже есть в SVN trunk.

Скачать новую версию

1 Trackback / Pingback

  1. Inkscape 0.45.1 | Мультимедиа в Linux

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.